Российская группа Animal Джаz с эклектичным звучанием и мощным вокалом появилась на свет осенью 2000 года в Санкт-Петербурге. Песни этого коллектива сочетают в себе тяжёлый драйв и энергетику с романтизмом и лиричностью. А направленность на смешение стилей отражается уже в названии команды, поскольку одно из значений слова "jazz" в английской интерпретации – "суета, сумбур". Однако слово "animal" предполагает животное, то есть природное, организующее начало. В результате из хаоса и смешения стилей органически выкристаллизовывается цельное звучание, предполагающее, с одной стороны, нетривиальные гармонии, с другой стороны – жёсткую энергетику.
На прошлой неделе (10 октября) Animal Джаz отыграли большой сольный концерт в петербургском клубе А2, программа которого состояла из песен, выбранных поклонниками группы путём голосования на официальном сайте коллектива. А это значит, в тот вечер в стенах клуба звучали только лучшие песни.
фото: Павел Михайлов
Перед самым концертом портал "British Wave" побеседовал с лидером Animal Джаz Александром "Михалычем" Красовицким о новой музыке, суперспособностях и крауд-сёрфинге.
Недавно прошел концерт на Дворцовой площади, где вы отлично сыграли. Это было самое большое количество публики, перед которым вам приходилось выступать?
Да. На сегодняшний день 100 000 зрителей – это наш рекорд. До этого было 70 000 на "Нашествии" и 40 000 в Питере, в 2003 году.
Чувствуете ли Вы себя комфортно на мероприятиях такого масштаба, или все-таки предпочитаете выступления в клубах, где происходит непосредственное общение с публикой?
Если они организованы так, как было организовано вот это конкретное мероприятие, то очень даже комфортно: у тебя отдельная гримёрка и полноценный саундчек. Это не чехарда групп, когда каждый играет по 15 минут, а всего три команды, и у каждой солидное время, чтобы успеть наладить контакт с людьми. Тем более, когда их 100 000, естественно, нужно время – за пять песен ты только успеешь "А" сказать. Конечно, такие фестивали – это прекрасно. А вообще любые фестивали – это, в первую очередь, не музыка, а тусовка и общение.
Вы неоднократно принимали участие в известных российских фестивалях, таких как "Максидром", "Нашествие", "Крылья", "СКИФ", "Мегахаус", "Kubana". Что больше всего запомнилось из фестивального сезона 2013 года?
"Kubana" была крута, опять же в плане организации. Вообще это, наверное, лучший по организации фестиваль в России. Я знаю, конечно, что в этом году им были недовольны, особенно журналисты. Ну, и пыль там была, но нам повезло – мы выступали, когда пыль уже победили. Поэтому, с моей точки зрения, это прекрасный фестиваль.
"Нашествие" – тоже отличный фестиваль. Это такой хороший рок-н-ролльный хаос. Очень приятный фестиваль, наш любимый. Точнее, один из любимых.
Были ещё региональные фестивали, где всё тоже подымается потихоньку, особенно в плане аппарата стало получше, чем несколько лет назад.
фото: Александра Перова
Какие альбомы 2013 года Вы уже послушали? Какие-то из зарубежных выделили для себя? И что из отечественного материала впечатлило Вас, помимо нового альбома Земфиры, который Вы, как я знаю, уже отмечали?
Трудно сказать, что я бы выделил – в плейере у меня Земфира осталась. Из новых Placebo слушаю, там есть пара песен интересных. Все эти люди не опускаются ниже своего уровня. Они могут петь ерунду, но они поют её так, что ты просто автоматически начинаешь им доверять.
Вот Стинг, например, новый альбом выпустил. С моей точки зрения, это вторичная история, что касается музыкальной составляющей, – он всё это уже пел. Но он это делает так, как я никогда в жизни не смогу, и никто не сможет. Поэтому ты слушаешь всё это и, помимо своей воли, своего снобизма, просто получаешь удовольствие. Вот это и есть признак крутого исполнителя.
Как продвигаются съемки нового видеоклипа на песню "Анамнез"?
Клип вчера сняли. Всё сделали за один день. Я провёл шесть часов в недвижимом положении, достаточно неудобном, мягко говоря. Поэтому я до сих пор чувствую некоторое неудобство в спине, так что посмотрим, как я сегодня буду разгибаться на концерте. Но мне пришлось резать себя скальпелем – это было сложно.
Были ли в этом году новые музыкальные открытия для Вас, новая группа, которая своим творчеством заставила изменить отношение к музыке, подумать: "Вау, я и не знал, что так можно играть"?
Революционных открытий не было, но были очень интересные команды, которые существуют уже много лет, но я только названия слышал. Например, Серебряная свадьба, известная белорусская команда, которая существует уже давно. Или московская группа TINAVIE, тоже давно существующая. Вот эти две группы я для себя открыл и порадовался, что есть ещё что-то, чего я не знаю. И получается довольно много такого, чего я сам сделать не смогу. Вот они – молодцы.
Есть ли среди Ваших любимых групп соотечественники?
Я уже назвал команды из молодых, а вообще группа Сплин, начиная с 2009 года, для меня является знаковой командой. До этого все эти суперхитовые песни я не очень воспринимал, рассматривал их, скорее, как поп-музыку, а начиная с альбома "Сигнал из космоса" 2009 года, эта группа для меня приобрела другой оттенок, после чего я стал слушать их регулярно, каждый альбом. Земфира, естественно. Особенно последний альбом меня поразил. Наверняка ещё кто-то есть… Из рэперов – Oxxxymiron питерский. Правда, у него новый альбом только готовится. Так что есть такие знаковые персоны.
Можно ли сказать, что современные российские рок-группы соответствуют западным меркам? Или всё-таки ещё нет?
Из молодых можно вспомнить ту же московскую группу TINAVIE – они вообще выглядят на сцене так, как будто это не русская группа. Я, правда, не нахожу в этом ничего хорошего, учитывая то, что они по-английски поют. Я им это говорил и всем говорю – если поёшь по-английски, то нужно ехать на Запад и стараться там пробиться. Тем более, у них такой высокий уровень, что я прекрасно представляю их на разогреве у какой-нибудь Бьорк или Massive Attack, а потом уже можно и со своими собственными турами ездить. Есть такие группы, очень качественные, состоящие из молодых музыкантов.
Значит, вы сами не планируете пробиться на Запад?
Ну как сказать – мы специально ничего для этого не делаем. У нас нет хорошего английского текстовика, так как это очень важно, потому что я языком не владею. Скажем так – нет штатного текстовика. Есть разные люди, предлагающие свои варианты переводов, в той или иной степени любительские, а этого не хочется. Если уж что-то делать, то нужно делать это круто: либо авторский текст на английском, либо хороший перевод нашей песни.
фото: Александра Перова
То есть поклонники тоже свои варианты присылают?
Поклонники это делают постоянно. У меня уже очень много накопилось. Я всё это собираю, складываю и каждый раз показываю какому-нибудь носителю языка – и он не понимает половины того, что там написано. Из этого я делаю вывод, что рановато ещё.
С кем из западных артистов Вы хотели бы поработать, если бы у Вас был такой шанс?
Много очень уважаемых людей, но специального желания с кем-то кооперироваться нет. Есть желание иногда делать каверы на какие-то песни, которые ты считаешь для себя знаковыми, но непосредственно таких желаний, как "Я бы хотел с Боно спеть!" – не испытываю.
Перейдем к более личным вопросам. Ваша самая экстравагантная выходка?
Вообще или на концерте?
В жизни и на концерте.
Даже не знаю (смеётся). Вены на сцене я себе не резал. В зал прыгаю, но это не экстравагантно, это все делают. Раздевался до трусов, но это тоже ерунда, люди и побольше раздеваются. Так что я ничего такого суперэкстравагантного не вытворял. Причём не только на сцене, но и в жизни я не особо экстремальный человек, поэтому ничего экстравагантного вспомнить не могу.
Вот насчёт крауд-сёрфинга хочу спросить: Вам не кажется, что нынешние технологии мешают этому? На недавнем московском фестивале "Субботник" во время попытки фронтмена Foals прыгнуть в толпу все достали свои телефоны и планшеты и начали его снимать, вместо того чтобы удержать его.
Ну, надо играть в такой группе и такую песню, чтобы людям было не до телефонов. Прыгать на спокойной песне, когда тебя все снимают, – бред. А когда ты устраиваешь настоящее "мясо", если у тебя группа играет в таком стиле, то никто не будет тебя на телефон снимать. Когда вокруг тебя все скачут, просто за телефон испугаешься. Так что он, наверное, не на той песне прыгнул.
Из фантастики. Какой суперспособностью Вы хотели бы обладать и почему?
Никакой (смеётся). Потому что любая суперспособность – это насилие над реальностью. Реальность мудрее, чем мои желания. Например, суперспособность отматывать время вспять, повторять всё. На эту тему снята гора фильмов, но для меня это банальщина, потому что я считаю, что всё идет так, как предусмотрел Господь. Если тебе кажется, что тебе плохо, надо просто понимать, что это неслучайно, что ты это заслужил, и за этим придёт что-то хорошее, но для этого надо много чего сделать. Либо надо сесть и задуматься: может, тебе это нравится, что тебе плохо, может, тебе от этого хорошо. Поэтому никакая суперспособность мне точно не нужна.
Я считаю, то, что я пою и умею придумывать песни и даже писать к ним тексты, которые потом находят отклик у людей, – это уже суперспособность, за которую нужно бесконечно благодарить Бога. Мало того, что он тебе всё это дал, так он ещё дал возможность это как-то реализовать. Потому что многие люди умеют писать песни и тексты, но при этом они сидят дома, и ничего у них не происходит, а мне дали возможность всё это воплотить в реальность. Так какая суперспособность мне ещё нужна? Эту бы не потерять!
Вы 4 года были заместителем главного редактора в журнале "Fuzz". Как Вы оцениваете нынешнее состояние музыкальной журналистики в России?
Лучше становится. Наконец-то приходят молодые люди с идеями. В какой-то период было очень тяжело – безвременье наступило. Приходили люди, садились напротив тебя, и непонятно было, чего они хотят, зачем тут сидят. Вроде бы не такие большие деньги платят журналистам, чтобы ради денег это делать. Но иногда складывалось такое впечатление, что этот человек делает это ради каких-то вещей, о которых ты не знаешь, а в тебе он явно не заинтересован.
Мой отец, например, журналист с сорокалетним стажем. Когда я его спросил: "Папа, что самое главное в профессии журналиста?", – он мне ответил: "Уметь себя заинтересовать любой темой и любым человеком". Вот дали тебе задание взять интервью у рыбака на рыболовецком траулере, а тебе вообще пофиг на эти рыболовецкие траулеры, как, к примеру, у него было, но он умел себя заинтересовать. Он начинал выяснять про этого человека, что у него за история… у любого человека есть какая-то история – абсолютно скучных людей нет. Журналист должен уметь выудить это. Ну и уметь писать, конечно.
фото: Александра Перова
Как вы считаете, есть ли будущее у музыкальных интернет-порталов, таких как "British Wave"?
Конечно, есть. Я думаю, что это единственное будущее. Как только это смогут вывести на удобоваримый читабельный уровень в дороге, когда у нас везде будет Wi-Fi витать, чтобы ты в любой момент мог соединиться с интернетом – конечно, люди будут и книги читать в интернете, и газеты. А портал – это же и есть газета, по большому счёту. Поэтому будущее огромное, вопрос лишь в развитии технологий.
Фоторепортаж с концерта группы Animal ДжаZ в клубе А2 (10.10.2013)