Двери Сторма. Часть 1: История создания обложек Сторма Торгерсона для группы Muse | Статьи | British Wave

Muse

Дискография

  • 1999 - Showbiz
  • 2001 - Origin of Symmetry
  • 2003 - Absolution
  • 2006 - Black Holes And Revelations
  • 2009 - The Resistance
  • 2012 - The 2nd Law
  • 2015 - Drones
  • Muse - Drones (2015)
    После двух последних своих пластинок британские стадионные рокеры Muse обнаружили, что их бесчисленные фанаты поляризовались и разделились на два лагеря: тех, кто был пленен ранним звучанием группы и тех, кому по душе пришлись именно нетривиальные интерпретирования модных трендов за авторством британского трио
  • Muse - Live at Rome Olympic Stadium (2013)
  • Muse - The 2nd Law (2012)
  • Концерт Muse @ Wiener Stadthalle
    Брайан Мэй называет их "одной из величайших "живых" групп нашего времени", Дейв Грол уверен, что «эти ребята знают, как устроить настоящее шоу, не говоря уже о записи альбома", а Том Морелло отзывается о них как об "исключительной группе, чья хватка равноценна её амбициям"
  • Концерт Rockestra: Muse @ Клуб Red

Ссылки

Двери Сторма. Часть 1: История создания обложек Сторма Торгерсона для группы Muse
20-01-2014

Многие из нас знакомы с творчеством британского художника и дизайнера Сторма Торгерсона, ведь некоторые выполненные им обложки музыкальных альбомов давно стали культовыми.

Сторм сотрудничал с такими прославленными исполнителями, как Pink Floyd, Led Zeppelin, Rainbow, Genesis, Scorpions, Питер Гэбриэл, Дэвид Гилмор и Black Sabbath, а чуть позже – с Dream Theater, Audioslave, Megadeth, The Cranberries, Phish, Muse и Biffy Clyro.

И если о его работах для Pink Floyd или Led Zeppelin написано многое, то истории создания обложек для современных групп известны не так хорошо. BritishWave.ru решил познакомить вас с некоторыми из творений легендарного Сторма.

Часть 1: Революция и Апокалипсис, или история создания обложек Сторма Торгерсона для группы Muse

"Вот как следует видеть, каковы вещи на самом деле".
О. Хаксли

C его смертью ушла в прошлое целая эпоха, когда музыку еще не хранили в обезличенном цифровом пространстве, а оформление альбомов было не менее важным, чем их музыкальная начинка. Это были времена, когда меломаны, перебирающие свои виниловые сокровища, могли подолгу созерцать сюрреалистические картинки, пытаясь рассмотреть одну реальность сквозь другую, отыскать смысл в образах, смешивающих причудливым образом сон и явь, обыденность и абсурд.

Много ли найдётся сейчас художников и дизайнеров, которые, подобно "английскому Дали", проигнорируют удобства компьютерной графики и будут расставлять 765 кроватей на пляже Девона, закапывать в землю плюшевых медведей, запускать в небо огромную надувную свинью, поджигать людей и создавать семиметровые головы весом в полтонны каждая? За ответом можно обратиться к Четырнадцатому тому сочинений Боконона, который гласит: "Нет".

Сторм был поистине уникальным явлением. Всем известно, что его гонорары колебались от смехотворных до баснословных. Он никогда не брался за проходные музыкальные проекты, так что любой альбом, оформлением которого занимался Сторм, отмечен знаком качества британского художника. На вопрос о том, сколько всего обложек он создал, Сторм как-то ответил: "О, не спрашивайте меня. Это всё равно что спрашивать о возрасте – немного неэтично. Возможно, около 300… я не считал, правда. Для меня это большая честь – быть причастным к музыке".

Сторм учил нас смотреть на вещи иначе. Термину "сюрреализм" он предпочитал фразу "вывихнутая реальность". Он стремился "смутить зрителя", заставить его взглянуть на картинку хотя бы ещё раз и задуматься. С нескрываемой гордостью Сторм говорил, что 95 процентов изображения создаётся в реальности (что подразумевало сооружение скульптурных объектов гигантских размеров, съёмки на натуре, каскадёрские трюки, специально организованные мероприятия и нелёгкую борьбу с британской погодой), и лишь 5 – на компьютере.

Оформление обложек Сторм считал смесью искусства и рекламы. "Я занимаюсь рекламой музыки, если хотите, но я рекламирую не саму вещь, а то, что скрывается за ней. Реклама может стать искусством, ведь моя задача – донести до публики идеи музыкантов, их размышления, их видение мира, а не просто создать визуальное сопровождение для альбома".

"Мой подход к интерпретации музыки неизменен. Я тщательно анализирую, деконструирую музыку, чтобы затем восстановить её первоначальный облик. Я пытаюсь выяснить, чем вдохновляется музыкант, какие навязчивые идеи отражены в его творении. Мне приходится углубляться во всё это. Я выспрашиваю у них подробности и, таким образом, начинаю понимать смысл, который кроется за музыкой. Половина музыкантов, с которыми я работаю, на вопрос: "А о чём эта песня?", отвечает: "Понятия не имею". Но некоторые прекрасно понимают, что именно они хотят сказать, и в этом случае я стараюсь отразить в своей работе их собственные идеи".

Таинственные тени
На обложке третьего студийного альбома Muse "Absolution" изображён человек с противогазом в руках, смотрящий в небо; над ним пролетают загадочные существа, отбрасывающие тени. Снимок был сделан фотографом Робертом Трумэном, а за его основу был взят эскиз Сторма.

Сторм: "Барабанщик Muse Доминик Ховард увидел на моём сайте набросок и решил, что эту идею можно развить и использовать для обложки их альбома. Мы встретились с ним и условились, что устроим настоящие съёмки: на земле буду видны тени людей, сброшенных летательным аппаратом, или каких-то таинственных существ, парящих в небе, а некий человек будет стоять внизу и с изумлением наблюдать за происходящим. Это будет пришествие загадочных созданий, о природе которых мы не можем судить, потому что видим лишь тени, в то время как человек на картинке видит их самих. Он глубоко взволнован этим невероятным зрелищем и испытывает своего рода катарсис.

Ещё одной моей идеей, которая, как я надеялся, понравится и группе, был симметричный рисунок, создаваемый этими тенями. Однако я не хотел, чтобы это было что-то вроде узора на обоях. Для меня эти летящие тени были существами из мира детских историй Мориса Сендака, иллюстрации которого всегда захватывали моё воображение. Кроме того, важно было выбрать подходящую поверхность земли и продумать детали: выбоины, гальку, полосы и т. д., то есть создать подходящий фон для теней. Мне показалось, что меловой карьер вполне годится для этого. Кроме того, как выяснилось, участники Muse провели свои подростковые годы, околачиваясь в меловых карьерах Девона (интересно, чем они там занимались).

Итак, придерживаясь реалистичного подхода, мы приступили к делу. Фигуры были вырезаны из картона и закреплены на высоких шестах в меловом карьере близ Лондона. Мы фотографировали их при ярком солнечном свете, чтобы отбрасываемые тени были отчётливыми. Однако из-за типичной британской погоды – непредсказуемой, но по большей части пасмурной – нам пришлось переснимать всё трижды. Так что, когда всё это закончилось, я чувствовал настоящее избавление".

А вот что говорит об этой обложке Мэттью Беллами: "Этот парень с противогазом в руках смотрит вверх и понимает, что настал Судный день. То ли это пришельцы спускаются с неба, то ли избранные покидают землю, и он думает: почему я не один из них? Я иногда предпочитаю вторую точку зрения".

Марсианские всадники
После столь удачного опыта сотрудничества (помимо обложки самого альбома, Сторм также создал изображения для синглов "Hysteria" и "Butterflies and Hurricanes") у Muse не было сомнений, кому поручить работу над художественным оформлением их четвёртой пластинки – "Black Holes and Revelations". По своему обыкновению, Сторм не включил графический редактор, а отправился в самый настоящий каньон в компании помощников и четырёх лысых мужчин (один из этих мужчин, кстати говоря, впоследствии появился ещё на одной обложке Торгерсона – альбом "Let Your Hair Down" группы Steve Miller Band).

На первый взгляд может показаться, что это всего лишь обед на Марсе – пока не начнёшь присматриваться к одежде сидящих за столом мужчин. Считается, что мужчины – это современная версия четырёх всадников из библейской Книги Откровения, вот только всадники явно переросли своих лошадей. Костюм одного из них покрыт зеркалами, что символизирует самолюбование. Золотое одеяние второго свидетельствует о страсти к наживе. Шоры на глазах третьего мужчины, а также рисунок его костюма отражают идею религиозной нетерпимости. Глаза на одежде четвёртого всадника – образ власти и контроля.       

Сторм: "По меньшей мере, две, если не три песни (на этом альбоме) имеют галопирующий ритм. Слушая музыку Muse, я представлял себе лошадей и всадников. Я увидел в своём воображении четырёх современных всадников Апокалипсиса, которые будут сидеть за столом – что-то вроде тайного заседания. Но так как это метафорические образы, обстановка должна быть необычной, как и сами всадники и их лошади – не просто какой-нибудь отель или зал заседаний. Я решил, что фон будет неземным, а лошади – необычными или очень маленькими (потому что грехи человечества становятся всё больше и больше), и что на всадниках будут современные костюмы, символизирующие  основные пороки нынешнего общества.

После долгих размышлений мы, в своей бесконечной мудрости, пришли к выводу, что главными пороками человека и корнем всего зла являются Паранойя, Нетерпимость, Нарциссизм и Жадность. Нам кажется, что все люди, страдавшие манией величия и развязывавшие войны в течение последних ста лет, а, может, и раньше, обладали, как минимум, одним ярко выраженным качеством из перечисленных".

В сентябре 2007 года музыкальный журнал "Q" устроил конкурс, главным призом в котором были стол и стулья, использованные во время съёмок (их цена составляла 1245 фунтов).

Плюшевая революция
Обложка сингла "Uprising", изображающая армию плюшевых медведей, вылезающих из земли, обыгрывает идею восстания. Первоначально это должно было стать обложкой альбома "The Resistance". Вот что говорил об этом сам Сторм:

"Сначала Muse вежливо объяснили нам, что хотят пойти в другом направлении и поэтому в этот раз не нуждаются в наших услугах – обидно, но что поделать. Через несколько недель они передумали за неимением альтернативы и попросили нас предложить им идеи – желательно побыстрее, так как релиз был намечен на ближайшие сроки. Мы проглотили обиду и согласились".

"Через пять дней мы встретились с ними в поезде, идущем из Девона в Лондон, и прямо там провели презентацию. Мы выбрали две идеи, на следующий день составили бюджет, а ещё через день приступили к работе. Нам нужно было закопать 150 мишек где-нибудь в поле. На следующей неделе мы нашли участок для съёмки и дружелюбного фермера, который позволил нам немного попортить его имущество. Десять добровольцев закопали в землю всех мишек (для начала нам пришлось купить этих мишек; мы не могли взять их напрокат, потому что собирались засовывать их в землю по пояс). Погода была ужасной, нам также пришлось искать нового фотографа, группа переживала за сроки, за свой новый альбом, за то, как его примут… Все нервничали, а погода и не думала улучшаться. К счастью, ненадолго выглянуло солнце и позволило нам сделать пару достойных снимков.

Всё это было весьма изнурительно, но мы чувствовали творческое удовлетворение. Однако группе этот вариант не очень понравился, и они решили попробовать использовать фотографию группы, потом захотели нарисованную версию этих же мишек, но в результате вернулись к первоначальной идее. По крайней мере, мне так казалось. Не знаю, почему так вышло, но наши любимые мишки были разжалованы и переместились с обложки альбома на обложку сингла. Мы были несколько разочарованы, ведь они были такими сюрреальными, одновременно зловещими и милыми, печальными и двусмысленными. Ведь непонятно, то ли они вылезают из-под земли, словно зомби, то ли их, наоборот, закапывают. Это такой многозначительный и спорный образ. Думаю, каждый понимает этих мишек по-своему. Для меня это картина утраченного детства, старения, что-то близкое к наброску, первоначально понравившемуся Muse. Этот эскиз использовался для сингла, но я чувствовал, что он достоин большего. Я видел в своём воображении большой рекламный щит, но, к сожалению, этого не случилось".

Обложка сингла "Uprising" стала последней работой Сторма Торгерсона для Muse. В общей сложности он создал для группы 12 изображений (включая отвергнутую обложку для сингла "Supermassive Black Hole"), некоторые из которых вошли в золотой фонд мастера. А Мэттью Беллами написал предисловие к книге "Taken By Storm" (альбому работ Сторма Торгерсона), в котором есть следующие строки: "Возможно, Сторм всего лишь умело манипулирует нашим зрительным восприятием. А может быть, он открывает нам бесконечное и неизведанное, улавливая волны, находящиеся за пределами обыденной реальности, ограниченной пятью чувствами, пленниками которой мы все являемся, и, передавая нам сигналы из параллельных вселенных, заставляет нас задуматься и попытаться понять. Я верю в последнее, но, наверное, его истинные мотивы мы никогда не узнаем... Его имя и стиль всегда будут узнаваемыми и интригующими, неподвластными времени и актуальными".

Продолжение следует...

Тори Эймос
BritishWave.ru
Нашли ошибку? Сообщите нам об этом - выделите ошибочный, по Вашему мнению, фрагмент текста, нажмите Ctrl+Enter, в появившееся окно впишите комментарий и нажмите “Отправить”.
Просмотров: 9649