Рецензия: Олег Чубыкин - Письма с планеты Земля (2013) | Рецензии | British Wave

Олег Чубыкин

Дискография

  • 2000 - Сок & Слезы
  • 2003 - The Album
  • 2004 - Люди в мягких обложках
  • 2006 - Вельвет
  • 2007 - Турист
  • 2011 - Новые приключения в стерео. Part I
  • 2012 - Новые приключения в стерео. Part II
  • 2013 - Письма с планеты Земля

Ссылки

Олег Чубыкин
Письма с планеты Земля
[Первое музыкальное издательство, 2013]

Так уж повелось, что: слава, успех, стабильное вещание по центральным телеканалам, баснословные гонорары и прочие радости творческих людей в нашей стране, как правило, достаются: бездарным, безыдейным и совершенно пустым медийным персонам (условно, назовём их "звёздами", как бы пошло и вульгарно это ни звучало).

Тем не менее, у каждого из нас есть воля, собственный (музыкальный) вкус и иные чувства, позволяющие нам выбирать, какую музыку слушать, и на чей концерт идти. И когда ты видишь престижные столичные залы и огромные площадки, до отказа забитые людьми, пришедшими на концерт какого-нибудь представителя этих самых "звёзд", так активно навязываемых нам СМИ, не вольно задумываешься, почему блин люди (подавляющее большинство) любят такую музыку? Невольно, в памяти всплывают слова из одной известной песни: "Любит наш народ...".

Поистине же интересным и талантливым музыкантам, которым волею судьбы не досталось даже скудного кусочка той славы, в коей купаются все те, о ком и говорить то не хочется, приходится ютиться на своём обособленном островке, именуемым андерграундой сценой, или, если хотите, уже порядком поднадоевшим и пресноватым термином "инди". Пробиться же к настоящей славе и успеху коллективам и исполнителям, создающим музыку иного, так сказать, непопулярного формата, удаётся (увы) далеко не всем, причём эта грустная тенденция есть прерогатива не только чисто российская, ибо на Западе (и Востоке) такая проблема тоже имеет место быть. Многие из таких музыкантов разочаровавшись в несправедливости своей творческой стези и подчас суровой (музыкальной) действительности, опускают руки и пробуют найти себя в чём-то другом, в иных сферах, закопав спрятав в тёмный, укромный уголок свои гитары, синтезаторы, микрофоны и прочие атрибуты своего ремесла, а по итогу и свой талант.

Героя сегодняшней нашей рецензии, владивостокского рок-музыканта Олега Чубыкина, всё-таки тяжело отнести к тем аутсайдерам, которые не выдержали отсутствия достаточной славы, удачи и всеобщей недооценённости, однако мало кому, тем паче из более молодого поколения, его имя о чём-то скажет, кроме, разве что скупой фразы: "Ну да, слышал что-то такое...". Тем не менее, все эти годы эдакого медийного закулисья Олег Чубыкин настырно продолжает записывать отличные пластинки, активно гастролировать, продюссировать, в общем, музыкант всячески продолжает гнуть свою творческую линию, не смотря не на какие жизненные перипетии и трудности, делая лишь то, что посчитает нужным он сам. При этом, если говорить по факту, Олег так и остаётся одним из самых несправедливо недооценённых авторов исполнителей, или как сейчас принято говорить, сингер-сонграйтеров в нашей стране.

Как говорится: "талантливый человек - талантлив во всём", и всё то, что входит в спектр своей творческой, музыкальной деятельности Чубыкин всегда делает самостоятельно, начиная от аранжировок и задумок к сюжетам видеоклипов, и заканчивая оформлением своих пластинок, в общем, как сейчас говорят, полнейший "ди-ай-уай" (DIY).

Мы не будем сейчас вспоминать все прошлые работы и заслуги Олега, как не станем перебирать и его (хоть и интересную) био, и дискографию, насыщенную разными событиями, яркими релизами, экспериментами и долгому творческому пути, а поговорим лучше о новой пластинке музыканта, получившей простое философское название "Письма с планеты Земля".

Официально пластинка "Письма с планеты Земля" вышла 29 октября 2013 года, но послушать "Письма" (простите за каламбур) можно было ещё в начале месяца, а соответственно и загрузить альбом из сети (что многие бесстыдники и сделали).

Начать, пожалуй, стоит с того, что хоть музыкант уже много лет и играет музыку совершенно разного характера, настроения и формата: балансируя на стыке качественной поп музыки, хорошо завуалированной по средствам обильных, стильных аранжировок, под перечень модных, западный (поп-рок) жанров, музыкант продолжает ярко экспериментировать, пробуя себя всё в более неожиданных и интересных гранях. И, казалось бы, пора бы уже Чубыкину определиться, так сказать, осесть в рамках какого-то определённого, жанра и в нём творить, но диск "Письма с планеты Земля" опять-таки получился местами неожиданным, невероятно актуальным и свежим, стильным и что особенно приятно – разноплановым. При всём этом Чубыкин сохранил (и приумножил) все свои старые, фирменные фишки, за что музыканта и любят поклонники, и создал в "Письмах" некую целостную картину, чётко следуя "любовной" концепции, которой, буквально сквозит весь новый альбом.

Как уже многие успели подметить "Письма с планеты Земля", пожалуй, самый мелодичный, максимально лирически наполненный и какой-то уютный, что ли, альбом, в довольно богатой дискографии Чубыкина. Пластинка буквально пропитана какими-то чистыми, добрыми, нежными и позитивными чувствами, умиротворением и гармонией во всех аспектах саунда и лирики.

Открывает пластинку, как никогда актуально ныне звучащая, даже в спектре молодых, модных коллективов, инди-поповая композиция "Поджигаем". Трек очень точно подчёркивает характерное настроение нового лонгплея, его особую мелодичную, позитивную и тёплую атмосферу. Что любопытно, при всех своих ориентирах в русло современной, актуальной, молодёжной музыки, пластинка "Письма с планеты Земля" сохранила некие старорежимные традиции актуальных тенденций саунда пионеров классического (британского) поп-рока 70-80-х, разумеется, на западный манер.

Вторая дорожка пластинки, великолепная композиция "Я о тебе хочу всё знать" начинается как типичная западная (инди) поп композиция. В композиции Чубыкин самую малость заигрывает с диско-фанковыми нотками, актуальных (и ныне) традиций прошлого века, пряно сдобрив получившуюся консистенцию кокетливо-любовной лирикой, которой, собственно и полнятся все "Письма с планеты Земля".

Про свою фирменную мелодику, ту самую: редкую, ценную, настоящую, и которой, на самом-то деле, ой как не хватает "нашей" музыке, вне зависимости от жанра, Олег Чубыкин тоже не забывает. Ведь, зачастую, под мерзкой напыщенностью (псевдо) мелодики большинства нашей музыки (за редким исключением), опять-таки вне зависимости от жанровых ориентиров, кроется глупая, бездарная, банальная, пустая и неотёсанная "мейнстримовая" шелуха, в текстах которой, как правило (кроме открытого месседжа: "платите нам деньги, а мы будем красиво танцевать под зловещее беснование фанфар "фанеры" и развивать намалёванные рты), нет никакого смысла, а аранжировки рассчитаны либо на идиотов, либо на подвыпившее быдло, которым вообще без разницы музыку ли они слушают, или шум воды в сточных, ржавых трубах ("шоубиза").

Анализируя новый материал Олега Чубыкина ненароком ловишь себя на мысли, что будто бы слушаешь какие-то классные, западные поп-композиции, но почему-то на родном тебе языке. И это, кстати, одна из любопытных особенностей музыки Чубыкина, которая звучит одинаково красиво и гармонично как на родном, так и уж точно, здорово звучала бы и на английском языках, а это уже, знаете ли, некий показатель качества, профессионализма и чувства высокого музыкальной компетентности.

Вообще, Олег мыслит и творит, по сути, ориентируясь на западный образ мышления, особенно ярко это проявляется в общем звучании "Писем", и коего так не хватает нашей слащавой и приторной поп (и не только) сцене. У Олега Чубыкина есть чувство стиля, некого музыкального такта, отличный вкус и эдакое чутьё на отличный, грамотный саунд.

Какая пластинка в подобном жанре может обойтись без хорошей слезливой, любовной баллады? Да конечно никакая! Вот и Чубыкин не стал игнорировать эту старую добрую традицию и записал отличную композицию "Проще простого", в которой смешал сразу ряд интересных, музыкальных веяний. Композиция начинается как классическая гитарная брит-поп песня, в духе прославленных мэтров жанра. На ум (не беспочвенно) почему-то сразу приходит легендарная вещица ярчайших представителей жанра Oasis, с их гениальной, космически красивой "Stop Crying Your Heart Out", которая отчаянно пытается заставить прослезиться даже самых циничных и бесчувственных снобов. К припеву трек "Проще Простого" начинает звучать в традициях красивых, американских поп-рок песен, а под финал, опять-таки, по канонам жанра, Олег вплёл красивое, классическое рок-соло.

Следующий трек "Плохой парень" схож с предыдущим по настроению и атмосфере. Композиция выстроена на приглушенных нотках соула и основной мелодично-меланхоличной поп-линии, пронизывающей произведение.

Вообще, диск "Письма с планеты Земля", буквально насквозь, пропитан любовной лирикой: переживаниями, признаниями в чувствах, размышлениями и всеобъемлющей, без остатка поглощающей атмосферой любви. Пластинка содержит в себе, одновременно старомодные, классические ходы, традиций саунда прошлого века, так и свежие, модные и актуальные ныне тенденции.
"Письма с планеты Земля" невероятно гармоничный, разноплановый и яркий альбом. Текста на нём какие-то, невесомые, лёгкие и тёплые. Чубыкин умудряется петь о серьёзных и глубоких вещах (и ровно наоборот) текстами, подчас, где-то даже и (по-хорошему) банальными, воздушными, на совершенно простом каждому (вне зависимости от возраста) языке.

Трудно сказать, для кого этот альбом. С одной стороны, он вроде бы более понятен и близок для более зрелого поколения, с другой – "Письма с планеты Земля" безусловно, окажется по вкусу и современному, молодому меломану, тем, кто прежде всего ценит в отечественной музыке качественный, изобретательный саунд, ярко и насыщенно оформленные аранжировки, выстроенные на традициях западной музыкальной жанровой культуры. Хитрец Чубыкин умудрился угодить всем и сразу. Его простые, запоминающиеся текста, искренняя, мягкая мелодичность, пропитанная техникой саунда западной школы и особым, душевный шарм, способны крепко и надолго угнездиться в самые укромные уголки души. Песням Чубыкина хочется подпевать, их хочется прослушивать на "репите". Фразы из песен с пластинки "Письма с планеты Земля" относятся к той категории, цитаты которых циклично крутятся в голове, и ты их невольно повторяешь и напеваешь ("Для любви, для любви, созданы я и ты…"). Правда же говорят: "всё гениальное просто", а ведь и правда, ибо где простота, там честность, душевное тепло, искренность, там душа.

10 композиций, все 10 "Писем", который Олег Чубыкин отправляет каждому из нас, пролетают крайне стремительно и слушаются на одном дыхании: легко, ненавязчиво и максимально приятно.

Дорожка под номером 5, которая идёт сразу же следом за грустной, любовной лирикой, содержит очень красивую и невесомую песню "Спасибо тебе", которую Олег, по всей видимости, посвятил своей супруге. Композиция начинается с приятного соул-вокала, под лёгкий аккомпанемент бархатных клавишных, тут же переливаясь, в эдакую, мелодичную смесь из бодренького западного попа, приправленного воздушными нотками нежного "ритм-н-блюза", к припеву удивляя будто перекочевавшими прямиком из 80-х диско-фанковыми мотивами, и флиртующим, игривым припевом: "Ша-ла-ла-ла-ла-ла". Всё это конечно невероятно трогает и умиляет, при чём, уверены, как людей в возрасте, так и более юное поколение. Композиция "Спасибо тебе" по праву претендует на отличный, весенний радио-хит.

Некоторые говорят, что альбом "Письма с планеты Земля" ровно к середине "сдувается", становится скучным, однообразным и не интересным. Нет, скорее он просто перестаёт удивлять, что ли. Примерно с 5-й композиции по сути всё начинает повторяться и в сознание закрадывается коварное впечатление, будто всё это уже слышал не далее, чем несколькими композициями ранее, но при, стоит заметить, что звучит вторая часть пластинки всё так же качественно и приятно, однако, уже не открывая новых горизонтов в творчестве музыканта. Но ведь стабильность - признак мастерства, и остальные дорожки лонгплея "Письма с планеты Земля" ну уж точно никак нельзя назвать проходными, или композициями, включёнными в диск "для галочки", все они тоже по-своему хороши, и в каждой из них есть своя изюминка.

"Забегаем за флажки, как жертва и маньяк близки…" - с этих строк начинается следующей композиции Олега Чубыкина "Такая любовь". Вообще лирика альбома "Письма с планеты Земля" полна интересных фраз, интересно художественно завуалированной любовной лирики, и своеобразных, сравнительных аналогий. Трек "Такая любовь" звучит стандартно в рамках "Писем", тем не менее, и в этой композиции хочется отметить изобретательность аранжировок, приятную атмосферу поп музыки 80-х: с характерным, приятным, старомодным мотивчиком, стилизованными упругими басами и "ретровым" диско-фанк припевом. Слушая песню "Такая любовь" в памяти всплывают ассоциации с замечательной и показательной для жанра композицией Уилла Янга "Runaway", интересного и качественного поп-музыканта (естественно английских кровей), показательный пример того, как должна звучать настоящая поп-музыка.

"Не уходи, любовь!" по духу больше всех близка к российскому музыкальному менталитету, есть в ней, знаете ли, что-то типичное для российского саунда. Композиция вызывает ассоциации вечернего, релаксирующего радио-трека, с частот какого-нибудь авто-радио (уж простите за бестактность), который вы самозабвенно слушаете находясь в затянувшейся пробке, в пятницу вечером, после трудной рабочей недели, медленно погружаясь в дремоту.

Приятная и милая поп-композиция, с лёгкими вкраплениями соул и фанк элементов "Улыбайся", звучит словно Гимн Добра (так же можно охарактеризовать цельную атмосферу и посыл нового альбома Олега Чубыкина). По саунду трек "Улыбайся" словно вернулся прямиком из прошлого века танцевальной поп-музыки, композиция радует и одухотворяет позитивным припевом и своим настроением, от которого на сердце становится как-то тепло и хорошо: "Всегда улыбайся - жить ведь стоит только любя. И не сдавайся, и не сдавайся, знай, что я всегда за тебя…", ну кто после этих слов всё ещё будет вспоминать что-то плохое или погружаться в свои проблемы?

Как вы заметили в сегодняшней рецензии мы часто отталкиваемся относительно жанровых традиций и альбомных концепций. В продолжении темы, эдаким музыкальным отступлением от общего тёплого и бодрого настроения диска "Письма с планеты Земля", тем не менее, не вредящей концептуальной составляющей пластинки, а лишь стильно подчеркнув её, стал грустный трек "Романс". Композиция идёт под номером девять на альбоме и является очень взрослым, лирическим и глубоким произведением. Произведение и действительно звучит как настоящий старомодный, грустный романс, будто бы сотканный из нетленных строк классиков серебренного века любовной поэзии. На протяжении всего произведения текстом и музыкой "Романс" настырно пытаться заставить вас прослезиться (и возможно для особо тонких натур композиции это удастся), или погрузить вас в тягостные раздумья и размышления ("Любит или не любит?"), конечно же, о высоких чувствах. Казалось бы, вот он, логический и красивый финал альбома "Письма с планеты Земля", но не тут то было!

Чубыкин не стал завершать пластинку, как говориться, на минорной ноте и приютил в качестве финального (бонус) трека под №10 красивую, англоязычную вещь "Sometime", исполненную совместно с Костей Грим (Братья Грим) и Никитой Козловым (Сегодняночью), эдакую западную поп-рок балладу, исполненную совместно с друганами-рокерами, и, почему-то, ассоциируемую с каким-нибудь Рождественским (поп-рок) гимном.

Оценивая пластинку "Письма с планеты Земля" можно сделать вывод, что у Олега получился очень яркий, гармоничный и разнообразно-насыщенный (во всех смыслах этого слова) материал. Согласитесь, ведь (очень) далеко не многие из российских исполнителей способны записать такой качественный и лёгкий для восприятия (по сути, поп) альбом, так славно и грамотно звучащий, да ещё и на родном языке?

"Письма с планеты Земля", пожалуй, единственный в этом (2013-м) году, русскоязычный альбом, который так грамотно и гармонично впитал в себя целую охапку интереснейших, музыкальных течений, которых большинству наших соотечественников (к сожалению) даже и в голову не приходит использовать.

В рамках нового альбома в единое целое переплелось множество интересных, музыкальных течений: тут вам, и качественная поп музыка, навеянная атмосферой и романтикой танцплощадок 80-х, и лёгкий шлейф стильного, пикантного фанка, и примесь прекрасного, качественного соула, на диске слышатся и ностальгические отголоски брит-попа, софтового рока, и даже лёгких, шутливых намёков на нежный западный R'n'B. Всё это великолепие, само собой, выстроено на балансе фирменной мелодичности Олега Чубыкина, через призму которого пронизана вся лирика и саунд пластинки. При всём этом, музыкант не забывает отдать должное и каким-то классическим, традиционным стилевым ретро-ходам. Как результат, альбом "Письма с планеты Земля" получился гладким, ровным, стабильным, мелодичным, задушевным и как никогда свежо и актуально звучащим долгоиграющим релизом музыканта.

Что ж, пожалуй, все вышесказанное, как минимум, уже весомый аргумент послушать новый альбом Олега Чубыкина "Письма с планеты Земля", а ещё лучше сходить на живой концерт, чтобы услышать и увидеть всё это великолепие воочую. 

В любом случае, очень отрадно, что в нашей стране ещё остались вот такие талантливые и изобретательные самородки музыканты, как Олег Чубыкин, способные создавать такую прекрасную музыку, с совершенно несвойственной для российской сцены мелодикой, безупречным музыкальным вкусом, яркой палитрой совмещённых в рамках одной пластинки стилей и приятной ностальгией по 80-м. Писать такие милые и душевные песни о любви, без пошлости, пафоса и лжи, способен, наверно, только очень добрый, счастливый, искренний и честный (по крайней мере, к самому себе и своим слушателям) музыкант. И тут уже совсем не важно, даже, пожалуй, и к лучшему, что такие музыканты, как Олег, живут своей, обособленной от всей этой безвкусной, вульгарной, наполненной фальшью и лицемерием российской поп-эстрады, именуемой грязным словом "шоу-бизнес", фаворитов которой мы так часто привыкли наблюдать в демонических порталах своих голубых экранов.

Да, пусть все эти самые "звёздные" личности имеют всё: славу, деньги, стабильное вещание по центральным телеканалам, гигантские площадки зомбированных зрителей, опеку влиятельных миллионеров-продюссеров, пусть, по непонятным (здравому уму) а может и понятным) причинам эти самые "звёзды" собирают огромные, престижные залы в крупнейших городах страны (как правило, за счёт своих дорогих, пафосных шоу, красивых, блестящих декораций, активной пиар-раскрутки проплаченных СМИ, и за редчайшим исключением своих реальных талантов). Эти самые "звёзды" всячески жируют, купаются в славе и деньгах, но при этом не имеют самого главного, без чего хорошая музыка попросту не может существовать – таланта, искренности и души, и что, к счастью, в избытке у героя нашей новой рецензии отличного музыканта Олега Чубыкина, выпустившего в этом уходящем году одну из самых качественных, честных, добрых, искренних, тёплых и мелодичных российских пластинок.

9/10

Купить альбом на iTunes

Слушать онлайн на Яндекс.Музыке

Александр Нечаев
BritishWave.ru
Нашли ошибку? Сообщите нам об этом - выделите ошибочный, по Вашему мнению, фрагмент текста, нажмите Ctrl+Enter, в появившееся окно впишите комментарий и нажмите “Отправить”.
Просмотров: 1984