Петербургский коллектив под названием Alisa Al'es позиционирует своё творчество, как салонная музыка XXI века. Как гласит легенда – все участники проекта в разное время познакомились друг с другом в салоне автомобиля, в салоне вагона метро, а девушки – музыканты познакомились сидя на маникюре в салоне красоты. Поэтому определение стиля группы не отняло много времени.
Верховодит в коллективе тонкая и звонкая барышня Алиса Арнц, которая радостно и светло поёт о самых грустных вещах под аккомпанемент брутальной ритм-секции и романтичной флейты.
Музыкальный портал "British Wave" побеседовал с Алисой об авторских правах, колдовстве перед выступлениями и вдохновении.
Вот вы позиционируете своё творчество как "салонная музыка XXI века". А можно поподробнее узнать, что вы вкладываете в эти слова?
Настала пора как-то позиционировать уже. Меня часто упрекают в некоторой музыкальной несовременности. Часто слышу: ну вот у вас так всё мелодично, а весёлое что-нибудь есть? В общем, мы не в тренде музыкальном, насколько я понимаю окружающих. Стараемся делать, чтобы нравилось самим всё то кружево, которым обрастает песня за время репетиций. Камерная музыка такая у нас выходит. Салонная, для узкого круга.
Но это всё шутка, конечно. Правда, в том, что мы все познакомились в разное время в разных салонах. Салонная музыка – это когда музыканты знакомятся в салонах. На дворе, какой век?- XXI. Поэтому XXI века.
При таком довольно "спокойном наборе инструментов" на ваших выступлениях всё-таки присутствует энергетика – как музыкальная, так и лирическая. Как вам удаётся добиваться подобного результата?
Колдуем немножко перед выступлением. На самом деле мальчики наши, они же подушка такая музыкальная. Они создают плоть. Остальные - дух. Все вместе – энергетика. В последнее время вымечтываю себе гитариста, чтобы можно было отрываться от клавиш и плясать. Ну и колдуем, да.
Появление балалаечницы на сцене во время вашего недавнего выступления на концерте посвященном Эми Уайнхаус меня вообще шокировало. Она у вас в "основном составе"?
Нет, не в основном. Было так: «Алло, Света, аааа, нам нужна балалайка на 14-е, без балалайки не пойдуууу!!!» (Светлана – директор группы Alisa Al'es -прим. ред.). Ну и как-то Катя нашлась, специально на одну песню. Спасибо ей большое, потому что она сделала моё настроение.
Как скоро Alisa Al'es порадует своих слушателей новыми записями? Как у вас обстоят дела с полноценным альбомом? Или вы считаете, что альбомы уже записывать не стоит?
Может, и не стоит. Хотя, говорить, что ЕР будут рулить, мне кажется, рано. Про CD тоже кричали, что нет продаж, однако, 75% всей продаваемой музыки – это CD. И рынок музыкальный, если смотреть аналитику, за последнее время вырос в разы. Проблемы с музыкой на материальных носителях, мне видится, только в России, потому что у нас полный бардак с авторскими правами - в Рунете море музыки совершенно бесплатно лежит.
С записями у группы пока тоже сложно. На неё нужны деньги, как это ни банально. А мы пока на самофинансировании, фактически за все необходимые необходимости группы платят два человека. Пока это самая большая наша загвоздка. Качество записей (самозаписей) не устраивает, конечно. Думаем организовать краудфандинг для одной композиции и искать спонсорскую поддержку.
Потом, мы готовим новый проект. Это секрет, кстати. Пока все мои мысли о нём, возможно, он выстрелит быстрее, потому что мы прописали концепт с очень конкретным позиционированием. Конкретизация цели - она стимулирует активное движение к намеченному.
Сейчас считается, что для молодых музыкантов лучший инструмент для обретения популярности — это интернет, и не нужны никакие лейблы и продюсеры. Что, по-твоему, нужно, чтобы стать популярным в интернете?
Да, думаю, нет универсального рецепта. Но вот всё-таки быстро схлынывает эта YouTube-популярность.
Для того чтобы ролик набрал миллионные просмотры, нужно за ним ухаживать, окучивать его. Это если речь о музыкальном видео, мы же не котики, чтобы все, прибывали в умилении от нас и давали ссылки друзьям. Музыки много, видео много и чтобы стать популярным в интернете нужно быть котиком.
Продюсеры и лейблы всё же пока необходимы. Это однозначно. Подписывая контракт, ты теряешь часть своих прав, но получаешь возможность быть услышанным, узнанным, информационную поддержку.
У нас все боятся за свои деньги, вкладывать в артиста с нуля никто не будет. В том числе потому, что никто не знает, как в заданных условиях раскрутить новое лицо. Не дебильно раскрутить, поместив на "Первый канал", и чтобы Пугачёва потом нахваливала, а задействовав все инструменты, чтобы слушатель влюбился или возненавидел, но главное не остался равнодушным. Мне кажется, что такие умельцы в России ещё не созрели. Иначе где наши Леди Гаги и Ланы Дель Рей, которые буквально в считанные секунды стали популярны?
У нас вон Ваенга, прости Господи, которая в Питере 10 лет уже пела-пела, наработала аудиторию, а потом добрый продюсер взял уже готовую артистку с готовым зрителем и "раскрутил". Беспроигрышный вариант. Смешно и плакать хочется.
Думаю, что пока ещё телевидение, а не интернет – самый эффективный способ добиться узнаваемости у российского зрителя. А дальше Родины я не смотрю – я же пою на русском языке.
Следующий вопрос о творчестве. Что тебя вдохновляет на написание песен?
Свободное время и тупое сидение за пианино. Наигрывать, думать – и тогда вдруг падает само в пальцы. Никого рядом. Никуда не надо. Синее платье. Коллективное бессознательное.
У вас в группе царит диктатура или демократия? А, может, анархия?
Сложно сказать чётко и наверняка. Каждый отвечает за свою часть музыкального полотна. Но если я раскисаю по какой-то причине, то ребята тоже. Если я вдохновлена, то это сразу передаётся. То есть на мне ответственность - держать группу в тонусе. Иногда я "рычу". А так, дуалистическая монархия у нас.
Наверное, один из частых вопросов в интервью музыкантов — что ты сама слушаешь? Чтобы было проще ответить — что у тебя сейчас в плеер закачено?
Слушаю мало. Иначе автоматически ухо начинает "передирать". Вот я такая не одна, кстати. Кшииштоф Пендереецкий тоже не слушает. Бережёт свой "сосуд" музыкальный. Хотя некоторые товарищи говорят, что зря я не слушаю. Но это в основном те товарищи, которые салонную музыку XXI века не готовы слушать вообще. (Смеётся.)
Слушала давеча новый альбом The xx. Похож на первый. Первый же я слушала дней десять, не выключая. Второй не стану. И вот ещё несколько дней смотрела видео с Евгением Нестеренко, где он исполняет "Светик Савишну" Мусоргского. Сочетание гения Мусоргского с фантастическим исполнением дали мне пищу для музыкального движения.
Альбом Esthetic Education - "Werewolf" никогда меня не отпустит. Мне кажется, он очень крутой. Я понимаю, что похожей музыки много, но там так всё для моего уха – ммм - экстатично. На Земфире я выросла, поэтому слежу внимательно за её творчеством. Мне кажется, за ней не следит только ленивый.
Потом, постоянное слушание музыки – это уже к разделу неврозов. Люди перестали смотреть зомби-ящик, но необходимость шумового сопровождения осталась. И теперь все постоянно с плеером. В ванной, перед сном, на улице. И раз - два, тыц-тыц-тырыц. Когда ничего не слушаешь – лучше слышишь себя. Я не боюсь слышать себя. И желаю всем тишины, такой терапевтической тишины.
А чем ты успеваешь заниматься помимо музыки?
Думаю не так надо ставить вопрос (Смеётся.) Пять дней в неделю по 8 часов я ведущий инженер-технолог по новым проектам на Петербургским тракторном заводе. Всё остальное, что остаётся после покушать, отдохнуть, поиграть с кисой, поиграть с собакой, – музыке. Иногда музыка в ущерб всему перечисленному. Недавно вот пошла в тренажёрный зал - улучшать формы. В метро я читаю книги. Может, боги меня услышат, наконец, и всё изменится, потому что это раздвоение личности невыносимо.
Хочется всю энергию направить в музыкальные проекты: у меня масса идей, на которые нет времени. Если бы человеку не нужно было есть, одеваться и где-то жить, было бы проще одной конкретной девушке заниматься музыкой. Аминь.
Опиши "Alisa Al'es" в четырех словах.
Маша, Лёня, Володя, Алиса (вроде уложилась в четыре, да?)