Рецензия: Johnny Marr - Playland (2014) | Рецензии | British Wave

Johnny Marr

Дискография

  • 2013 - The Messenger
  • 2014 - Playland

Ссылки

Johnny Marr
Playland
[New Voodoo, 2014]

Сложно взять и однозначно оценить вклад, внесённый Джонни Марром в британский независимый рок. Не попадись ему однажды в руки гитара, кто знает, к каким бы последствиям это привело? Ведь до того судьбоносного для современного индии-момента протобрит-рок всецело находился в руках модов и прогрессивных панк-групп, чьё прыткое, резкое и танцевальное звучание было в силах раскачать всю Британию, но всё же не могло потягаться с волной психоделиии триумфальным шествием хард-роковых стадионных банд.

Всё перевернулось с приходом реформаторских The Smiths, установивших на альтернативной музыкальной сцене Соединённого Королевства совершенно новый звук, более пластичный и отшлифованный, во многом опередивший своё время на два десятка лет. Это звучание частично охватило и поколение брит-попа – именно Марр открыл дорогу целой плеяде британских звёздных гитаристов 90-х. Одни были разнообразнее, другие даже техничнее, чем наш сегодняшний субъект, однако никому из них не удалось стать такой же иконой, по словам NME – "последним стильным гитаристом Британии".

Специфический стиль игры - ещё не единственная сильная сторона Марра. Чутьё, с которым он подбирал себе союзников, заслуживает отдельной темы. Единый творческий пульс, который ему удавалось нащупывать с другими музыкантами, всегда приводил к успешному и плодотворному сотрудничеству: так было и с Моррисси в The Smiths, и с Самнером в Electronic, в The The, Modest Mouse, The Cribs, а также в собранной самим Марром "по единой химии" группе The Healers, не говоря уже о бесчисленном множестве коллабораций с его участием.

Возможно, всё могло идти своим чередом и дальше, пока однажды рядом с Джонни не оказалось тех людей, с которыми бы он чувствовал интуитивное единение, быть может, именно поэтому в его светлую рок-н-ролльную голову и пришла затея попробовать себя в качестве одиночного исполнителя. И, что удивительно, в новом для себя амплуа Марр, по-видимому, переживает вторую молодость, потому что не иначе как её энтузиазмом можно объяснить то, что его новый альбом, заискивающе озаглавленный "Playland", оказался готов к релизу спустя всего 18 месяцев после выхода впечатляющего дебютника "The Messenger".

Есть одно парадоксальное свойство, приходящее только вместе с годами и набранным опытом. Состоит оно в том, что чем длиннее пройденный жизненный путь, тем больше количество оптимистичных ноток в музыке и тем прогрессивнее становятся приходящие в голову мысли. Это наблюдение относится почти ко всем крупным исполнителям, чей стаж заходит за отметку в 20 лет и более (в противном случае их просто нельзя было бы назвать крупными). К примеру, они начинают задумываться о таких проблемах, как обретение мира во всём мире. После отданного воспоминаниям "Мессенджера", Джонни решил, что сия тема теперь и его дело тоже, и принялся отыграть альбом по правилам этой тернистой территории.

В какой-то части "Playland" стал сиквелом к первому альбому, со всеми отсюда выходящими – больше динамики, закрученности и остроты сюжета, одним словом, больше "экшна", но в то же время больше прямолинейных черт, лирических отступлении, наподобие баллад в духе "New Town Velocity" или экзотических фанковых мотивов в "The Crack Up" здесь нет.

"Входите!" - со всей непринуждённостью своей позы призывает стоящий на обложке Марр. Однако зайти в эту страну игр, не пропотев, не удастся, с другой стороны кто-то очень упорствует в том, чтобы не впустить вас туда. Но не то, чтобы старина Джонни не хочет, чтобы услышали его, просто он просит, чтобы вы немного постарались. Ведь два открывающих альбом боевика – урбанистический триллер с захватнически запрограммированными синтезаторами "Back In The Box" и сингловая "Easy Money", с усложнённым рифом из "Dashboard" Modest Mouse, явно служат тестом на готовность принять что-то более весомое, чем альбомы современного инди-рока. И как награда за проявленную активность, далее почти подряд следуют все мелодичные треки пластинки: парящие, буквально скользящие по воздуху гитары в "Dynamo", "Candidate" и "The Trap" обладают искрящейся лёгкостью, позволяющая этим композициям без особых усилий литься сквозь перепонки как кристально чистая вода пробивается из горного родника.

Эпизодами "Playland" напоминает мощную гидроэлектростанцию, турбины которой сначала работают на износ, в таких треках как "25 Hours", "Playland", "Speak Out Reach Out", "Boys Get Straight" складывается впечатление, что пальцы Марра перескакивают с одной струны на другую как с каната на канат перескакивает акробат, находясь на высоте 90-этажного небоскрёба.

Завершается краткий курс "как играть брит-рок, чтобы не быть осмеянным" учительским мастер-классом в "This Tension", и мощным, но достаточно банальным треком "Little King", звучащим, словно приложенная в последний момент приписка.

Сложно не любить Марра, уже его роль в становлении британской альтернативы заслуживает немного большего, чем просто уважение. Пожурить его за клише и штампы имени себя – конечно, можно, но ничего под собой не имеет, потому что именно эти "издержки почерка", позволяют исполнителю оставаться собой, не превращаясь при этом в самопародию. Ну а не узнать его фирменный стиль – просто нереально, "Playland" выдержан в лучших традициях "чёртового" Джонни Марра, который, как вино, с годами становится только лучше.

9/10

Алексей Почекутов
BritishWave.ru
Нашли ошибку? Сообщите нам об этом - выделите ошибочный, по Вашему мнению, фрагмент текста, нажмите Ctrl+Enter, в появившееся окно впишите комментарий и нажмите “Отправить”.
Просмотров: 1410