Рецензия: Morrissey - World Peace Is None Of Your Business (2014) | Рецензии | British Wave

Morrissey

Дискография

  • 1988 - Viva Hate
  • 1991 - Kill Uncle
  • 1992 - Your Arsenal
  • 1994 - Vauxhall & I
  • 1995 - Southpaw Grammar
  • 1997 - Maladjusted
  • 2004 - You Are the Quarry
  • 2006 - Ringleader of the Tormentors
  • 2009 - Years of Refusal
  • 2014 - World Peace Is None Of Your Business
  • 10 увлекательных откровений "Автобиографии Моррисси"
    Долгожданная автобиография Моррисси, названная просто - "Автобиография", поступила в продажу в полночь 16 октября 2013 года. И самые преданные фанаты, и те, кто просто интересуется жизнью бывшего солиста The Smiths, однозначно оценят эту меланхоличную книгу, в которой он много пишет о любимой музыке

Ссылки

Morrissey
World Peace Is None Of Your Business
[Capitol, 2014]

Музыкант музыканту рознь. Однако, как и всех людей, их можно разделить на две категории: экстраверты и интроверты. Первые пишут гимны поколений и априори являются хэдлайнерами любого крупного фестиваля, вторые же предпочитают шумным стадионам работу в студии, а написанию радиохитов - виртуозное владение музыкальными инструментами.

Но кроме этого, есть ещё и третий, весьма немногочисленный тип, настолько редкий, что заслуживает внесения в отдельную "Красную книгу музыки", создание которой необходимо хотя бы ради этого. Частые смены настроения, эпатирование публики, обилие сценических масок – вот, пожалуй, самые характерные черты музыкантов этого типажа. Они не столько поют, сколько читают стихи под аккомпанемент музыки, которая далеко не всегда вторит их настроению. Одним из таких музыкантов, безусловно, является Стивен Патрик Моррисси.

Нового студийного альбома от иконы британского рока пришлось ждать довольно долго: с момента выхода предыдущей пластинки Моррисси "Years Of Refusal", которую сам музыкант оценивает как "сильнейшую из своих работ", прошло целых пять лет. За это время многие наверняка успели соскучиться по поэтическим откровениям Моррисси, признаюсь, что и мне недоставало новых декламаций из-под клеймящего пера оратора. Зато явились на свет откровения прозаические: увесистая автобиография Моррисси, в одночасье ставшая национальным бестселлером, вышла одной из самых успешных книг в своём роде. Несмотря на это, про основное своё занятие – музыку, Моррисси тоже не забыл, новый контракт на два альбома с "Warner Records" ознаменовал начало нового этапа в сольной карьере музыканта.

Новая пластинка, ставшая для Моррисси уже десятой по счёту, получила весьма ироничное название "World Peace Is None Of Your Business". С появлением соцсетей, где каждый – от обывателя до изобретателя - считает своим долгом проявить свою гражданскую позицию, эта издевательская шпилька как никогда актуальна. "Не могли ли вы прекратить совать свой нос не в свои дела" - недвусмысленно намекает Моррисси в открывающей альбом песне.

"World Peace Is None Of Your Business", скорее всего, не откроет вам ничего нового. Это всё тот же старый добрый Моррисси, всё с теми же "закидонами", его навязчивые идеи по-прежнему очаровывают, необычная, почти безкуплетная структура песен возмущает, а мелодии всё также легки и едва уловимы для уха. Он представал перед нами во множестве образов: от глэм-рокера и героя-любовника до променявшего орган на грохот гитар и барабанов пастора-проповедника, и можно только предполагать, сколько ещё образов было нещадно им забраковано. На этот же раз Моррисси примерил, наверное, самый автобиографичный свой образ – нарциссичный, самоуверенный идальго Дон Кихот. Ну разве ему не идёт?

Этот альбом подводит черту под североамериканским турне Моррисси, взявшим своё начало ещё со времён "Southpaw Grammar". Отголоски плотных, злых гитарных рифов того периода слышны разве что в тяжёлой "Neal Cassidy Drops Dead", а также, пусть и частично, в сюите с громким названием "I'm Not a Man". Последняя тянет едва ли не на рок-оперу, предыдущим таким "монументом" в творчестве Моррисси была семиминутная поэма "Life Is A Pigsty". Вот только вместо торжественных фанфар под занавес этой оперы звучит какофония из крякающих и визжащих сирен, словно где-то в студии в этот момент сработала пожарная сигнализация. Ещё, пожалуй, ни один альбом Моррисси не был столь напичкан различными шумовыми эффектами, "концептуальной взрывчаткой", если хотите. И это при таком мирном названии.

Однако самый-самый зубодробительный рифф здесь скрыт в титульной песне. Во что, кстати, не сразу и поверишь, услышав гул валторны и африканские барабаны в её начале. Тут скорее засомневаешься, а точно ли это тот самый Моррисси? Не подсунули ли мне вместо него компиляцию записей оркестра африканских музыкантов под управлением кузена Дэймона Элбарна? Но когда Стивен в привычной для себя снисходительной манере в очередной раз зачитывает свой обличающий монолог, сомнения тут же рассеиваются. Интересно ли это кому-либо сегодня, в 2014? Безусловно, да. Ведь кого-кого, а главного оппозиционера британской рок-музыки в некомпетентности никак не упрекнёшь.

Конечно, не обошлось и без новых удачных находок. Таковы, например, навеянная восточными мотивами "Istanbul", в которой солирующая роль наполовину отведена чарующему ситару, "Starcaise At The University", цепляющая своим навязчивым припевом и по-ностальгически "девяностническими" гитарными переборами, а также аранжированные проходящими лейтмотивом через весь альбом испанскими гитарами "Earth Is The Loneliest Planet" и "The Bullighter Dies".

В энергичной и из-за того, может быть, самой незатейливой песне альбома, "Kiss Me A Lot", невольно кажется, что на дворе снова 1988 год, и Моррисси, только-только распустивший The Smiths, задирист и горд как никогда. Можно даже распознать в ней некоторые характерные "смитсовские" нотки , слегка "подзадушенные" карнавальными духовыми и кастаньетами. Нетипичный для Моррисси "попсовый" мотив композиции с помпезными переходами от куплета к припеву наводит на параллели с другими подобными песнями, ставшими классикой Моррисси, такими, как "You Have Killed Me", "The More You Ignore Me, The Closer I Get" а также "Alma Matters".

Начиная с девятого трека, на первый план выходит акустическая гитара. "Oboe Concerto", "Kick The Bride Down The Aisle", "Mountjoy" и "Smiler With Knife" оставляют общее неплохое впечатление, не блистая особой оригинальностью, эти песни, как и полагается неспешным акустическим балладам, достойно венчают "World Peace Is None Of Your Business".

Обычно от живых легенд рока к четвёртому десятку творческой деятельности остаётся только то, что они всё ещё живы. Над Моррисси же время не властно, как и в былые годы, он по-прежнему недосягаемым для других британских поэтов-песенников, скрещивая в своих произведениях канонические черты национального характера: скептицизм, снобизм, цинизм, а также неповторимое, в большинстве своём понятное только самим англичанам, чувство юмора.

8/10

Алексей Почекутов
BritishWave.ru
Нашли ошибку? Сообщите нам об этом - выделите ошибочный, по Вашему мнению, фрагмент текста, нажмите Ctrl+Enter, в появившееся окно впишите комментарий и нажмите “Отправить”.
Просмотров: 3254