Sigur Rós
Kveikur
[XL, 2013]
Sigur Rós - это неразбавленное волшебство, с которым нужно быть очень осторожным. Если чуть переборщить, можно потерять всякую связь с реальностью и начать произносить странные слова, которые для русского уха звучат, как заклинания – вроде "Rafstraumur" или "Hrafntinna". Или, к примеру, можно включить альбом в июле, отвлечься ненадолго, чтобы заметить, что на дворе давно декабрь, и снова погрузиться в эту музыку.
Эта группа могла возникнуть только в стране, где почти отсутствует насилие, где люди верят в эльфов, где пейзажи напоминают то ли Средиземье, то ли ландшафты из научно-фантастических рассказов. И целью Sigur Rós, несомненно, было не стать звездами мирового масштаба, не заработать много денег и не написать несколько хитов, которые будут постоянно крутиться в заставках BBC, в многочисленных рекламных роликах и фильмах, а воспеть загадочную и могущественную красоту родной Исландии, океанов, космоса, человеческой души, жизни.
Где-нибудь на планете живут люди, которые никогда этого не слышали, а только видели и чувствовали. Видели торжественное шествие солнца и игривость морского прибоя, сумрачную летопись пещер и таинственную россыпь звезд, ослепляющее величие горных массивов и нежный танец лепестков. Чувствовали первобытный страх и светлую грусть, восторг победы и мистическую связь со всем, что есть и чего нет в этом мире. И если есть такие кудесники, которые способны облечь всё это в музыку, то это, пожалуй, Sigur Rós.
Можно поговорить о том, что в этом альбоме Sigur Rós немного потяжелели. Что вот, совсем недавно – год назад – вышел их предыдущий альбом, а у них так быстро набрался отличный материал для нового релиза. Что группу совсем недавно покинул клавишник Кьяртан Свейнссон, и что это первый альбом, выпущенный без его участия. Что на пластинке присутствуют все традиционные ингредиенты волшебного зелья: всепобеждающий мелодизм, инопланетный вокал Йонси, колокольчики, духовой оркестр, струнные, немного электроники и много вдохновляющей лирики, которая практически никому непонятна.
Можно даже поставить какую-нибудь оценку этому альбому. Но лучше ничего этого не делать, а поскорее вернуться в объятия этой поразительной музыки, чтобы почувствовать то самое "абсолютное слияние с космосом", о котором говорит Борис Гребенщиков.