Interpol
El Pintor
[Matador, 2014]
Рождённые посреди эха "британского вторжения" Interpol – одна из самых двойственных рок-групп современности - столь внезапная, и вместе с этим столь же предсказуемая. Казалось бы, за те 15 с лишним лет, что меланхоличные нью-йоркцы, прикидывающиеся взбунтовавшимися против кожаных курток тенями The Strokes, упорно гнут свою линию вдоль возродившегося в начале нулевых течения пост-панка, можно было уже досканально разобрать этот тайный язык джунглей мегаполиса, и, как матёрый сыщик, быть на шаг, а то и на два шага впереди музыкантов, прочитывая их действия ещё до того, как они, собственно, будут совершены.
Однако Interpol умеют настолько мастерски завуалировать прихваченное у самих же себя, что каждый их последующий альбом воспринимается как совершенно новый опыт, и этот навык делает Пола Бэнкса и компанию абсолютно неуловимыми. Стоит только начать мало-мальски разбираться в хитросплетённых манёврах группы, и ухватиться за мистический шлейф, тянущийся за её творениями, как они тут же растворяются в ослепляющем свете ярких, мигающих огней, оставляя после себя лишь размытые силуэты из затухающих гитарных ревербераций, подавляя этим желание погнаться за источником застрявшего в голове голоса вслед. Не зря ведь излюбленные словечки в лирике Пола – это желание (desire) и свет (light), он играет ими, как отражениями в зеркале, завлекая любопытствующих за горизонт привычного в свой бескрайний и погружающий в блаженное забвение Эльдорадо.
Но, как часто случается, один из пособников едва, что называется, всех не сдал. Речь, разумеется, о Карлосе Денглере, бассисте Interpol, осевой, но при этом противоречивой фигуре квартета. Во многом именно вокруг его басовых партий и строилась вся песенная "инфраструктура": монолитный вокал Бэнкса, хрупкое, почти музейное звучание и интуитивные, едва уловимые мотивы, придававшие альбомам нью-йоркцев слегка пост-роковый привкус. Уходя, Денглер погасил и те самые "яркие огни", сопутствовавшие четвёрке все эти годы, являясь для них своеобразным оберегом. Эта потеря тотчас обнажила ту определяющую роль, которую Карлос играл в Interpol, поставив оставшихся участников в весьма неловкое и невыгодное положение. Кто-то вынужден был взять на себя оставленную бассистом-эксцентриком ношу "локомотива", и этим кем-то предсказуемо стал Пол Бэнкс, представший на этом альбоме уже не как робкий и худосочный Эль Ниньо ("мальчик"), а как искушённый и возмужавший Эль Пинтор (в переводе с испанского - "художник"), способный оформить даже самые абсолютные и предельные чувства, артиста, обладающего умением захватить в несколько строф целую Вселенную.
Первым действием, совершённым Полом в качестве лидера, стало прилоснение насквозь фонившего все предыдущие годы баса, ставшего таким же стильным и модным, как и костюмы, в которых выступает группа. Также нельзя не отметить, что новая, "радиоактивная", по словам самого Бэнкса форма коллектива – трио вместо квартета – повлияла и на "коэффицент рассинхронизированности" между инструментальной и вокальной частью песен, особенно заметно это на первой половине пластинки, снабжённой целым рядом динамичных и нетипично лёгких для Interpol композиций. Это роднит "El Pintor" cо средними в хронологии группы альбомами группы, энергичными "Antics" и "Our Love To Admire". Однако вместе с этим альбом заходит в то же русло, что и холодные и монотонные "Interpol" и "Turn On The Bright Lights", обретая свойственную им иллюзию нахождения "за музыкой", на заднем плане звучания. Можно даже сказать, что новый альбом собрал в себя все самые характерные черты предыдущих, при этом, как уже упоминалось ранее, возросшее артистическое мастерство не даёт повода упрекнуть команду в самокопировании и перетирании старых мотивов.
Словно уверовав в данный ему титул "художника", этот нотный свиток и не думает разворачиваться мгновенно, сотканные из шёлковых басовых нитей аранжировки буквально стелются по перепонкам, в этом плане "El Pintor" одинаково устроит и тех, кому нравится выносить мысль из альбома целиком, и тех, кто прилипает к каким-то отдельным трекам.
Роль первого, задающего тон взмаха кисти здесь отведена "All The Rage Back Home", с её плотными, перекликающимися друг с другом как раздающиеся из морской раковины отголоски волн, риффами. Следом за ней идёт мощная связка "My Desire" - "Anywhere" - "Same Town, New Story", аккуратно проложенная лакированным, облегающим замшевым саундом. Своеобразным антрактом в этом представлении служат "Breaker 1" и "My Blue Supreme", в которых вокал Бэнкса буквально прорывает изнутри глыбоподобные гитарные партии, заставляя их медленно расползаться по мелодической платформе.
Второе вступление в виде "Everything Is Wrong", в попытках опровергнуть первое, придаёт "El Pintor" новый импульс, создавая приливную волну, растущую с каждым перебором ломаного, заросшего эффектами баса в "Ancient Ways", и обрушивающуюся синтезаторным цунами в концовке "Tidal Wave". На этом пластинка, по сути, и заканчивается, идущая последней "Twice As Hard" скорее финал технический, звуковая завеса, в которой уже теперь трио в очередной раз скрывается от своих слушателей, оставляя их во фрустрации до следующего своего лонгплея.
Перестроившись из квартета в трио, Interpol вместе с этим приобрели и все характерные для этого состояния черты: глянцеватость звучания, устойчивость к давлению извне, а также расширенную для каждого участника "зону комфорта", на несколько порядков понижающую возможность случайного конфликта.
Однако некоторые моменты тут же теряются, и наверное, уже безвозвратно, например, такие, как грандиозное "оу", прорастающее в лирике в конце третьего куплета "Evil" или сокрытые вне поля слуха, и по сему вызывающие особенное любопытство образы из первого альбома. Быть может, потому "El Pintor", слушающийся на одном дыхании, и не вызывает некоторого недоумения, или по крайней мере близкого к этому ощущения. За исключением "Anywhere", альбому недостаёт минут, когда хочется сбиться с ровного прослушивания и спросить себя: "А что это, собственно, было?". Впрочем, поклонникам Interpol, несомненно, потребуется некоторое время, чтобы распробовать новую работу главных и на сегодняшний день единственных художников пост-панка, которые предсказуемо не дали в ней никаких ответов.
9/10