Рецензия: Manic Street Preachers - Futurology (2014) | Рецензии | British Wave

Manic Street Preachers

Дискография

  • 1992 - Generation Terrorists
  • 1993 - Gold Against The Soul
  • 1994 - The Holy Bible
  • 1996 - Everything Must Go
  • 1998 - This Is My Truth Tell Me Yours
  • 2001 - Know Your Enemy
  • 2004 - Lifeblood
  • 2007 - Send Away The Tigers
  • 2009 - Journal For Plague Lovers
  • 2010 - Postcards From A Young Man
  • 2013 - Rewind The Film
  • 2014 - Futurology
  • The Holy Bible. Наследие Ричи Эдвардса
    1 февраля 2015 года исполняется ровно 20 лет с того дня, когда Ричи Эдвардс выписался из своего номера в лондонском отеле "Embassy" и исчез без следа, прямо перед началом запланированного американского тура. Спустя две недели его пустую машину нашли у Севернского моста

Ссылки

Manic Street Preachers
Futurology
[Columbia, 2014]

"Давайте повоюем!" - призывают Manic Street Preachers в своём новом альбоме. Вспомните, когда вам в последний раз вам доводилось слышать подобное от какой-либо рок-группы!

Нет, я веду сейчас речь не о тех коллективах, для которых "бунт"или "борьба с системой", в кавычках, - лишь ещё один из огромного арсенала приёмов, позволяющих обчистить и без того не самые тугие кошельки доверчивых малахольных тинэйджеров. Речь о настоящей, бескомпромиссной борьбе, когда гриф гитары способен заменить собой штык, а всего одна строчка - перекричать взрыв ядерной боеголовки или запуск очередного шаттла. "Что же поставлено на кон?" – с недоумением спросят некоторые. "Будущее, светлое и ясное, способное прорасти из любой, даже самой маленькой неопороченной мысли" – рвётся к микрофону нестареющее душой пролетарское трио, пришедшее со скалистых берегов гордого Уэльса, чтобы дать, нет, скорее подтолкнуть нас самих к верному ответу.

Однако, рано или поздно, приходит время, когда даже самым стойким бойцам приходится отступать, скрывая свои орудия под коврами осенней листвы и реликвиями из ещё не изувеченного прошлого. Все три предыдущие работы Manic Street Preachers были подчёркнуто, даже немного вычурно ретроградскими: олдскульный рок-н-ролл в виде "Send Away The Tigers", головокружительный коллапс дерзости The Clash и страсти Aerosmith в "Postcards From A Young Man", и словно сошедший с фильмов "Нового Голливуда" 70-х "Rewind The Film". Однако всем эти работы не обладали той динамикой (да и статикой, в общем, тоже), которая имела место на предыдущих альбомах Мэников. Некая вынужденная инертность, присутствовавшая на них, размазывала новые образы, оставляя впечатление обречённости в глазах музыкантов, что почти заставило поверить недоброжелателей в то, что путеводная звезда Manic Street Preachers наконец зашла, и они затеряются среди бесчисленных ретроспектив самих себя разных лет.

И вот тут, словно почувствовав, что настал час вернуться, Мэники, перезаряжая свои гитары словно герои фильма "Отчаянный", готовятся произвести не то что один, а целую пулемётную очередь выстрелов в массовую коммуникацию, взорвать ржавеющие обломки мостов между разроненными цивилизациями, чтобы построить на их месте современные магистральные виадуки, ведущие в мир будущего. В этом, как мне видится, и состоит социалистический романтизм "Futurology", который, несмотря на заявления самих Мэников о "последователе "The Holy Bible", получился своего рода симбиозом сырого звучания "Know You Enemy" и мелодичности "Lifeblood", метаморфизировавшимся под влиянием стадионного рока конца 80-х, краутрока, а также экспериментальной электроникой периода ранней новой волны.

Немалую роль в этом сыграло то обстоятельство, что запись "Futurology" велась в Берлине, городе, обладающим удивительной энергетикой, придающей бессмертие едва ли не каждому музыкальному альбому, записанному на его земле. Под влиянием его среды появились на свет такие модернистские альбомы, как "Achtung Baby" U2, "The Idiot" Игги Попа, Берлинская трилогия Дэвида Боуи, а теперь и Manic Street Preachers примкнули к этому списку, и мы, образно говоря, имеем в руках лучшую их работу со времён чувственного "Lifeblood".

Никогда ещё в истории Manics альбом не открывался титульной песней. Покрытая бликами рваных гитарных хуков в духе Dire Straits гордая пролетарская риторика времён "Everything Must Go" задаёт тон всей пластинке, тесно связанной с авангардистскими и антиутопическими воззрениями 80-х. И если эта песня звучит как некое оповещение о грядущем будущем, то идущая следом за ней гимноподобная "Walk Me To The Bridge", цепляющая метрономными переборами бас-гитары и клавишными а-ля Simple Minds, - о том, каким это будущее будет принято, эта песня – о выборе, оставить всё как прежде, или изменить свой курс. Как раз за эту многозначительность, способность в одной строчке сказать столько, сколько у некоторых групп не получается сказать за целые альбомные трилогии, Manic Street Preachers и получили практически неиссякаемый кредит доверия как от своих поклонников, так и от прессы.

"Под неё неплохо маршировать" - так, со свойственной себе непринуждённой галантностью Ники описал третий трек альбома, парадную "Let's Go To War", за основу которой взята известная мелодия "В пещере горного короля" Эдварда Грига. И если уж говорить о наследстве "Библии", о котором перед выходом "Futurology" вели речь Manics, то всё, что не было вложено Мэниками в "Журнал" и не распределено по "Открыткам", было прибережено, быть может, именно для этой песни.

В идущей вслед за ней "The Next Jet To Leave Moscow", по своему настроению принадлежащей уже к "лайфбладовским" композициям пластинки – Manics уже насыщают её "дребезжащими" басами, отсылающими то ли к музыке New Order, то ли ко всей зарождающейся культуре андерграунда начала 80-х сразу.

Однако ярче всего о том, что запись альбома велась в Германии, говорит композиция "Europa Geht Durch Mich", целиком и полностью отданная во власть краутрока и "перкуссионного индастриала" немецкой новой волны. Эмоциональный, как и всегда, бархатный баритон Брэдфилда здесь резко контрастирует с холодными тевтонскими интонациями германоязычной части песни, которую исполняет актриса Нина Хосс (ещё одна Нина!).

Шестой номерной трек альбома "Divine Youth" на фоне предыдущих песен-авиалайнеров смотрится изгнанным из трек-листа "Rewind The Film" дельтапланом. Тем более, что ностальгическое настроение, навеваемое изысканными вступлениями тамбурина и тонким голосом ещё одной приглашённой вокалистки Джорджии Рут, совсем не ложится в концепцию, которая якобы должна быть у альбома с таким громким названием. То же самое можно сказать и про мозаичную "Black Square", которая одновременно и похожа на все песни альбома, и являет собой нечто собственное, вроде интерпретации впитанного в себя пласта эстетики "новой волны".

Инструментальная "Dreaming A City (Hugheskova)" даже после десятого прослушивания не перестаёт вызывать восхищение. Синтипоп, в начале 90-х достигший вершины своего развития, и на ней же, во многом из-за резкого выхода из андерграунда будущих "отцов" альтернативного рока, оставленный помирать, был хладнокровно реанимирован Мэниками, бывшими некогда в первых рядах той самой альтернативы. Редко когда удаётся услышать душу в индастриале, таковы уж истоки этого стиля, однако Мэникам удалось "очеловечить" его и привнести внутрь его механистической конструкции ту самую, свою фирменную "ноту протеста", добавить композиции "правильного пафоса".

Если бы Manic Street Preachers при записи своего первого альбома вдохновлялись не забористостью альбомов The Clash и глэм-роком Guns N'Roses, а, допустим, параноидальностью Tubeway Army и альбомом "Heroes" Дэвида Боуи, то у них точно получилось бы что-то похожее на "Sex, Power, Love and Money". Её дископанк-ритмы естественным образом наталкивают на некоторые сравнения с современными коллективами данного стиля, однако сходство здесь скорее мнимое. Не столь давно воскресили диско-панк, чтобы можно было говорить  каком-либо заимствовании со стороны всегда слывших умеренными консерваторами Мэников.

Следующие три композиции в очередной раз доказывают, что аналоговое мышление ничуть не менее, а может, и более изысканее, чем цифровое. Мэники стареют красиво и достойно, их зрелости и целостности мог бы позавидовать кто угодно, даже сам Дэвид Боуи. Это "второе дыхание" проповедников передалось и уже подзабытому поэту софисти-попа Грину Гартсайду, чьё появление в "Between The Clock And The Bed"стало главным украшением, "разумным изумрудом" "Futurology", и забавным "постукивающим" ретро-синтезаторам в "Misguided Missle", а также привнесло некоторую твёрдость в нежную, даже излишне "Lifeblood'овскую" песню "The View From The Stove Hill".

Завершающим аккордом "Futurology" служит головокружительный каскад запрограммированных пируэтов, авангардная электронная "пощёчина общественному вкусу", в рамках концепции альбома уместно посвящённая главной фигуре литературного футуризма Владимиру Маяковскому. Настоящий неосоциалистический саундтрек, оркестр революции, если хотите.

Вместо заключения: В то время, как тысячи меланхоликов по всему свету пытаются сбежать от действительности, преодолевая силу её притяжения под очередное мечтательно-философское инди, Manic Street Preachers предлагают, нет, они убеждают строить будущее человечества здесь и сейчас, на Земле. Ведь как бы далеко не заходила людская фантазия, всё, с чем мы имеем дело – это, в первую очередь, материя, наполненная своей красотой, и реальность картин которой ничуть не менее ценна, чем подобные ей абстракции. Всё, как однажды завещал Ричи Эдвардз, FOR REAL.

10/10

Алексей Почекутов
BritishWave.ru
Нашли ошибку? Сообщите нам об этом - выделите ошибочный, по Вашему мнению, фрагмент текста, нажмите Ctrl+Enter, в появившееся окно впишите комментарий и нажмите “Отправить”.
Просмотров: 4624