Журналистка Лиза Форстер поёт дифирамбы четвертому альбому Foals "What Went Down". Это, правда, не отменяет того факта, что при встрече с ней фронтмен Яннис Филиппакис и гитарист Джимми Смит были в исключительно дрянном расположении духа. Переборщили с развлечениями. Ах, вот оно что. Но интервью, тем не менее, вышло занятным. Возможно именно поэтому.
Проблема прославившихся инди-групп нового тысячелетия в том, что их новый материал зачастую не хочется слушать. Как правило, после пары первых релизов не появляется ничего убедительнее. Чем вот The Hives занимаются? Или The Vines? Вероятно есть причина тому, что никто не знает ответов на эти вопросы. Но ясно и то, что некоторых сия участь миновала. MGMT, к примеру, выпустили свои лучшие песни уже после "Time To Pretend" и "Kids".
С Foals та же история: "What Went Down" - это их четвертый альбом. И лучший на данный момент. Там потрясающие гитарные риффы, пробирающие твои нервные окончания. Резкие, буйные барабаны, и вдобавок к ним Яннис Филиппакис выворачивает себя наизнанку, демонстрируя то, что он видел в своих кошмарных снах. Длинные треки на "What Went Down" недалеко ушли от старых хитов вроде "Cassius" с его математически-рваной синхронизацией. А ведь после их первого альбома "Antidotes" Foals иногда критиковали что их песни недостаточно эмоциональны, а лирика надуманна.
Когда Ян и Джимми появились в Берлине чтобы дать интервью, они лишь раздражённо ворчали: "Как ошибались-то критики", - сказал Филиппакис. "Как же чертовски они ошибались. Они такие тупые". Оба музыканта сегодня изрядно брюзгливы: "Пардон, мы вчера немного переборщили с развлекухой", - объясняют они, одновременно делая пару затяжек у окна.
Тогда Филиппакис признаётся, что хотел в процессе развития внести изменения в творчество группы: "В начале мы хотели делать минимал-техно с гитарами. От этой идеи сейчас мало что осталось". Смит: "Мы парились над тем, чтобы не циклиться и быть посвободнее", - говорит он, открывая стандарт с какими-то таблетками.
А что тем временем со старым материалом? Сегодня Смит говорит о "Cassius", что это "самое раздражающее сочетание нот, которое когда-либо было на бумаге". "What Went Down", напротив, олицетворяет собой довольно оригинальную смесь из стоунера и британского инди. Неуступчивые, играемые в унисон гитарные риффы противодействуют хорам, напевающим "Whoo". То и дело добавляются типичные жужжащие мелодии гитар и всё это звучит как резонансная древесина на ветру. Голос Филиппакиса звучит всё звонче, но может так же внезапно обратиться в неописуемого монстра. Сам альбом довольно живой: в один момент инструменты звучат очень грязно, затем звук преобразуется в нежные плавные мелодии. Порою получается захватывающая смесь, как на релизе сингла "What Went Down".
Песня начинается с синтезаторов, звучащих, как расстроенная шарманка, и рыхлых риффов, да и Филиппакис страдальчески напевает: "Я закопал своё сердце в яму в земле". Инструменты будто находятся в напряжённом ожидании чего-то нехорошего. В клипе в этот момент в море плывёт измученная девушка, спасаясь от чего-то или кого-то. Взгляд на свет, отражающийся в волнах. Взгляд на искажённые от ярости глаза мужчины на береге. Пауза. И потом Филиппакис, взвывающий вновь и вновь: "Когда я вижу мужчину, я вижу льва". Гитары и бас ревут, ударные полны ярости. Всё это выливается в невероятную мощь.
Вокалист рассказывает, что когда он писал песню, у него перед глазами был город из антиутопии, "типа как в "Заводном апельсине".
"Лондоном всегда властвовало скрытое чувство насилия. Британцы любят хорошие драки". Он описывает принцип, который применим не только к первому синглу, но и ко всему альбому: "Песня агрессивна и надменна, но потом становится собственной противоположностью. Там есть эти рвущие душу строки о девушке, которая тебя бросила. Но в следующую минуту речь уже идёт о захвате города, о высшей степени ощущения власти".
"Mountain In My Gates" - второй сингл с альбома. В один миг звучание гитар становится очень пружинистым, клавиши и барабаны вновь играют очень слажено, из-за чего появляется качающий и одновременно точно выверенный грув. Джек Беван - отличный барабанщик с выверенными движениями. Малые барабаны в этом треке звучат словно затачивающийся быстрыми движениями нож.
Foals нашли себя в приятном уху, но необузданном звуке. Тексты стали сложнее, с множеством кошмароподобных сюжетов: пылающий в море огонь, висящие над головой сотни перегоревших лампочек, кто-то тонет в зыбучем песке. Хотел ли Филиппакис таким способом придать лоска потаённому до сих пор чувству страха?
В разговоре он вновь ворчлив: "Тексты песен приходят ко мне в момент, когда я думаю об этом...откуда-то".
Это тот момент в разговоре, когда приходится как-то терпеть немногословность и молчание Филиппакиса до тех пор, пока он не выскажет ещё что-нибудь интересное:
"Единственным желанием, которое возникало у меня при написании текстов было то, чтобы они имели и сильный визуальный ряд. Код вроде кубика Рубика".
"What Went Down" был записан на студии в Сен-Реми-де-Прованс, в месте, где Ван Гог искал свой цвет - в саду местной лечебницы.
"В этот раз мы хотели уехать в более позитивное место, которое по максимуму может стимулировать нашу креативность", - говорит музыкант. После возражения, что альбом звучит не очень-то добродушно, разговор ему наскучил: "Мы пишем о личном, а не о грёбаной погоде".
Так Foals окончательно делают ясным то, что мы должны давать второй шанс любимым инди-группам. Только вот лично встречаться с ними не обязательно.