Смешение классической музыки с роком. Интервью с гитаристом группы Radiohead Джонни Гринвудом | Статьи | British Wave

Radiohead

Дискография

  • 1993 - Pablo Honey
  • 1995 - The Bends
  • 1997 - OK Computer
  • 2000 - Kid A
  • 2001 - Amnesiac
  • 2003 - Hail to the Thief
  • 2007 - In Rainbows
  • 2011 - The King Of Limbs
  • 2016 - A Moon Shaped Pool
  • Radiohead - A Moon Shaped Pool (2016)
    Не нуждающиеся в представлении британцы Radiohead все двухтысячные уверенно доказывали всему миру, что смертельная рефлексия может помочь избавить слушателей, прилипших к радио и не только, от гитарной зависимости

Ссылки

Смешение классической музыки с роком. Интервью с гитаристом группы Radiohead Джонни Гринвудом
02-03-2014

В прошлое воскресенье (23 февраля) Джонни Гринвуд отыграл концерт в Wapping Hydraulic Power Station вместе с солистами Лондонского современного оркестра (London Contemporary Orchestra) на котором представил свой новый сольный материал.

И хотя он больше известен как выдающийся гитарист из группы Radiohead, его творчество в жанре классической музыки также вполне успешно. Джонни Гринвуд написал саундтреки к пяти известным фильмам ("Песня Тела", "Нефть", "Что-то не так с Кевином", "Норвежский лес" и "Мастер"), а также создал несколько классических произведений.

Люси Джонс задала ему пару вопросов о гитарной музыке, о классиках, сформировавших его вкус, и о том, как он переходит от написания музыки в группе Radiohead к сольному творчеству.

 

Концерт, который прошёл 23 февраля в "Wapping" с Лондонским современным оркестром, включал ваш новый материал. Расскажи поподробнее о нём.
Было исполнено несколько небольших произведений, одно из них с гитарой и струнными. Никаких соло, я просто пытаюсь написать гитарную музыку, которая хорошо звучит вместе с оркестром. Довольно странно, как мало музыки было написано для струнных инструментов и электрогитары, когда она только появилась – в 30-х годах 20-го века или позже. Позже такие произведения создавались, но они обычно включали в себя тонны гитарных эффектов. Я пытался вернуться к идее обычной гитары как части оркестра. В основном, концерт состоял из музыкальных фрагментов, взятых из фильмов "Нефть", "Норвежский лес" и "Мастер". Также было немного новой (и очень старой) музыки, написанной другими людьми.

Наряду с музыкой из саундтреков к фильмам также были исполнены произведения Баха и Пёрселла. Какая между ними связь?
Некоторые музыкальные фрагменты из фильмов схожи по своим гармониям. Я до сих пор склонен начинать произведения с последовательности аккордов, и как только ты применяешь их к струнным, понимаешь, что, в основном, это эхо старых идей.

Насколько вы готовы рисковать при создании классической музыки по сравнению с роком?
Здесь мир звуков может оказаться страннее, чем барабаны и гитары, есть возможность использовать микротоны и определённые оттенки звучания, которые невозможно воссоздать в группе с традиционным набором инструментов.

В рок- и поп-музыке довольно просто передать какое-то чувство или эмоцию, а в классической музыке это сложнее?
Думаю, да. Хотя, наблюдая, как эта группа играет на разных нестандартных площадках Лондона, я начинаю смотреть на это иначе.

В твиттере вы упоминали о том, что вам нравится новый альбом Стивена Малкмуса и The Jicks, написав: "Все, что мне нужно от гитарной музыки в этом году". Какие новые возможности открываются перед гитаристами в 2014 году? То, как Брюс Десснер использует электрогитару в произведении "St Carolyn By The Sea", достаточно интересно... Это никогда не будет звучать старомодно?
Это противоречие, с которым я постоянно сталкиваюсь. Группы, которые формируются в наше время, часто играют на инструментах поколения наших дедов, и часто в таком же стиле. The Beatles ведь не играли на банджо, когда начинали... С другой стороны, скрипка намного старше. Так что я не могу решить. Я думаю, если взять, к примеру, драм-машины TR-808, то они до сих пор повсеместно используются, хотя и очень старые. Так что, наверное, лучше считать, что все эти вещи настолько же современны или старомодны, как все остальное. Мне нравится, что есть множество технологий, которые можно использовать, и неважно, насколько они старые.

Я видела выступление Doghouse на фестивале "Reverb" в Roundhouse. Сейчас в Лондоне, Берлине и других городах множество классических концертов проходят на альтернативных площадках – в более непринужденной атмосфере. Помогает ли это изменить отношение поклонников рок- и поп-музыки к классике?
Я думаю, вы правы – границы между этими двумя мирами постепенно разрушаются. Помимо больших концертных залов, где все чинно сидят, есть множество менее традиционных площадок, которые начали проводить небольшие классические мероприятия. Для кого-то это может стать настоящим откровением, когда он увидит и услышит музыкантов настолько близко.

Чем вы восхищаетесь сейчас в современной классической музыке?
Мне нравится многое из того, что пишется безо всякой электроники – как в шестидесятые. Эти компьютерные обработки, которые раньше поражали, начинают казаться несколько устаревшими. Я не уверен, что возвращение к "традиционным" инструментам – это шаг вперед, но звучание, создаваемое новыми композиторами, такими как Эдмунд Финнис, очень необычно.

Очевидно, что на вас и других участников группы Radiohead много чего повлияло в музыкальном плане. Я прослушала кое-что из персидской поп-музыки, о которой вы написали в Твиттере на днях. Если вы слышите интересную технику, инструмент или мелодию, как вы определяете, где именно вы хотите с этим поэкспериментировать: в своем классическом творчестве или мире Radiohead? Как вы решаете, где будет использована та или иная идея?
Если идея овладевает мной, я пытаюсь использовать ее везде, где только могу, к огромному огорчению окружающих...

Я когда-то прочитала, что ваше любимое произведение – "Турангалила-симфония" Мессиана. Это до сих пор так? Что вас так привлекает в этом произведении?
Помню, как мы сидели с Томом и слушали эту запись около 15 лет назад. Мы тогда искали сэмплы и вдруг поняли, что Мессиан это уже сделал – то есть написал много отличных кусочков, потом поместил их в определённой последовательности, и получилась семидесятиминутная запись.

Партитура для одной секции в "48 Responses to Polymorphia" – это картинка, изображающая  багряный дубовый лист: все музыканты начинают с одной ноты, потом соскальзывает по жилкам на листе. Так ведь? Почему вы использовали эту технику?
Это отсылка к Пендерецкому, который коллекционирует деревья так же, как Мессиан коллекционирует пение птиц. Я тоже пробовал с деревьями, но намного легче коллекционировать листья.

Вы использовали алеаторический метод. Почему вас заинтересовала идея "случайных элементов", по выражению Фельдмана?
Этот метод фокусирует внимание на живом выступлении, которое неповторимо, и отдаляет от записи, которую можно услышать повторно.

Можете вспомнить первый раз, когда услышали Пендерецкого? Я слышала, для вас это был знаменательный момент...
Первую запись я услышал в 18 лет, но живые концерты более странные, они гораздо лучше, чем записи.

Перевод для Britishwave.ru: Дина Долбина
Люси Джонс
New Musical Express
Нашли ошибку? Сообщите нам об этом - выделите ошибочный, по Вашему мнению, фрагмент текста, нажмите Ctrl+Enter, в появившееся окно впишите комментарий и нажмите “Отправить”.
Просмотров: 3057