Radiohead
A Moon Shaped Pool
[XL, 2016]
Не нуждающиеся в представлении британцы Radiohead все двухтысячные уверенно доказывали всему миру, что смертельная рефлексия может помочь избавить слушателей, прилипших к радио и не только, от гитарной зависимости. К восьмому студийному альбом "The King Of Limbs" пространные аранжировки и скулящий фальцет Тома Йорка едва ли не превратились в самопародию, "едва ли", потому что метаморфоза завершилась на втором (а на деле четвертом) сольнике Тома Йорка "Tomorrow's Modern Boxes", где формула грустного idm'а скукожилась до такой степени, что становилось смешно.
У Radiohead еще был шанс, это все-таки не проект одного человека. Кудесник бас-линий Колин Гринвуд, или его брат Джонни, знаток классических аранжировок, или мастер гитарных эффектов Эд О'Брайан в итоге должны были скопом или поодиночке перетянуть одеяло у Йорка и Годрича, тем более, последний, кажется, уже давным-давно спит в своём нагретом кресле продюсера. В итоге все же кое-что произошло, потому что "A Moon Shaped Pool" звучит как самая оригинальная пластинка группы со времен "Kid А".
Два сингла "Burn The Witch" и "Daydreaming" наглядно демонстрируют, что происходит на пятидесятиминутном лонгплее. Первый тюн – короткий чембер-поп номер со смычковыми и щипковыми инструментами, нарочито приглушенный, но умно аранжированный, второй – длиннющая сопля, которую даже восьмилетняя девочка посчитала тягомотиной, возвращение заунывных арпеджио, естественно с видеорядом, где лицо Тома Йорка, уже окончательно высохшее от пролитых слез и страданий, в который раз воплощает последний смертный грех. Так эти два лейтмотива и проходят через "A Moon Shaped Pool", иногда диссонируя и мешая друг другу, иногда сливаясь в нечто красивое.
Живой инструментарий несомненно пошел на пользу группе, партии лондонского оркестра – лучшее, что есть на "A Moon Shaped Pool" и по совместительству в самом удачном номере пластинки "Tinker Tailor Soldier Sailor Rich Man Poor Man Beggar Man Thief", акустические переборы добавили живости, в соответствии со стоящей за окном порой года, лучший пример – "Present Tense". В некоторые моменты Radiohead превращаются в Pink Floyd ("The Number"), а иногда, к сожалению, в ранних Coldplay (финал "True Love Waits"). Кстати, именно финал позволяет утверждать, что Том Йорк в этой команде – слабое звено. Как только ему дают солировать, он с упоением утыкается в свои три клавиши и истошные стенания, из-за чего хочется поменять первый и последний трек местами, чтобы начиналось за упокой, а кончалось за здравие.
6/10