"Ты оставляешь после себя музыку…", говорит Серж Пиццорно, сложив тощие руки под столом в пятнах от кофе. "… невероятную музыку и отличные живые концерты. Вот и все".
Размышления о том, чем ты запомнишься будущим поколениям, звучат несколько напыщенно и сентиментально из уст 30-летнего музыканта. И если журналисты ShortList и поняли что-то про Kasabian - то, что они серьезно относятся к своей работе, это надо признать.
С тех пор, как Серж Пиццорно (отрешенный гитарист и основной сонграйтер), Том Мейган (гиперактивный вокалист), Йен Мэтьюз (спокойный барабанщик) и Крис Эдвардс (еще более спокойный басист) ворвались на сцену в 2004 со своим одноименным альбомом, они приобрели репутацию крикливых парней, которым внезапно повезло. Милые горлопаны из Лестера, играющие приятный, но непритязательный рок, точно отстроенный для звуковых дорожек нарезок острых моментов футбольных матчей.
Но этот образ пивных алкашей надо пересмотреть. Мы разговариваем с участниками группы во время подготовки к колоссальному туру, билеты на который в O2 в Лондоне и SECC в Глазго уже распроданы. Они получили премию Brit Award, были номинантами Mercury Prize, а их четвертый альбом "Velociraptor!" (один из трех их альбомов, занимавших первые места чартов) был встречен массой положительных рецензий.
Они достигли такой популярности, поживившись за счет краут-рока, психоделики, техно, мариачи уровня Эннио Морриконе и прочих безумных влияний. Серж размышляет вслух: "С такой музыкой мы не должны были стать такими популярными, как сейчас. Не стоит пытаться раскрутиться с концептуальным альбомом о безумии, когда на обложке ты одет, как священник".
Они – потрясающая аномалия. Круче, чем Coldplay, но не такие надменные на публике, как Arctic Monkeys. Неутомимо изобретательная рок-группа, способная собирать стадионы и фестивальные площадки, и, в тоже время, нравиться критикам. Поэтому мы со всей серьезностью подходим к интервью во время фотосессии.
Наши планы несколько нарушены, когда в начале разговора Том начинает снимать штаны. "Извини, друг", говорит он, прерывая дискуссию о том, кто повлиял на группу, встает и расстегивает ремень на джинсах. "Жмет иногда", хихикает он, расстегивая гульфик под смех своих коллег.
Предстоящий тур по аренам в Великобритании и далее в Японии и Австралии в следующем году – доказательство популярности группы. И у музыкантов есть соответствующие масштабу тура планы.
«Это будет монументальное шоу, абсолютная чертова фантастика!», лучится скромностью Серж. «У нас идеальная сцена, идеально работающая аппаратура и это будет эйфорическое, футуристическое шоу».
Запланирована ли пиротехника в стиле Muse или летающие тарелки?
«Мы сделаем так, что все будет выглядеть круто», говорит Том. «Но из никакого ср*ного яйца и тому подобного мы выходить не будем».
«Мы не хотим превращаться в Spinal Tap», соглашается Серж. «Но если ты собираешь большие концерты, нужно делать что-то новое, иначе в этом нет смысла. И не обязательно выглядеть как долбаные Kiss. Мы делаем то, что до нас не делали – когда зрители могут регулировать свет на сцене. В определенных песнях чем громче и энергичнее толпа шумит, тем более сумасшедшими становятся световые эффекты. Так что концерты различаются от вечера к вечеру, в зависимости от реакции публики. Это удивительно».
Но не ожидайте пивных рек на сцене и за кулисами. Том и Серж настаивают на том, что не готовят свои печени к жесткому алкогольному графику и заявляют, что разгульные дни позади.
«Мы научились расставлять приоритеты», говорит Серж с улыбкой. «После первого альбома тебе на все наср*ть. Ты даже не задумываешься о том, будет ли второй, ты просто живешь «на полную». Теперь же ты знаешь, когда стоит или не стоит делать это».
«Мы рок-группа, так что мы будем устраивать вечеринки время от времени. Но надо знать меру. Я видел интервью с Джеком Николсоном, где он сказал: «Я пил, но никогда не опаздывал и не прогуливал работу. Вот именно поэтому я горд собой». С этим покончено. Я не могу уделываться до такой степени, чтобы выпадать из жизни на пять дней. Пока ты страдаешь похмельем, я буду работать в студии, сука. Вот такие дела».
Том согласно кивает и добавляет, что он даже стал рано ложиться спать и выполнять вокальные упражнения. Трудовая этика с отказом от выпивки? Упражнения для голосовых связок? От Oasis вы бы такого никогда не услышали.
Ряженный в ветровку призрак манчестерских предшественников навис над Kasabian. Они не только считаются наследниками опустевшего трона брит-рока, но и числятся в друзьях и участниками совместных с обоими враждующими братьями проектов. Кажется ли им, что они заняли место Oasis?
«Возможно, мы близки по духу, но мы – совершенно иная группа», говорит Том. «Они – единственные в своем роде. Феномен».
Серж еще более тверд в суждениях:
«Мы на них совсем не похожи. Сравнение с ними — это честь для нас, но музыкально мы на них вообще не похожи».
В этом есть некое лукавство – эти две группы явно имеют одних и тех же поклонников и даже играли тот памятный совместный концерт на Уэмбли в 2009 году. И Ноэл Галлахер буквально признавался журналистам ShortList, что он бы незамедлительно присоединился к Kasabian, если бы его пригласили. Пошли бы они на это?
«Нее, он бы начал диктовать свои условия», смеется Том. «Если серьезно, это было бы офигительно, но у него сейчас свой проект в разгаре».
«Это было бы круто», добавляет Серж. «Мы в хороших отношениях. Мы бы дали ему раскрыться с новой стороны, без проблем».
Вселение Ноэля в гастрольный автобус Kasabian определенно создало бы новую атмосферу. Серж, Том, Крис и Йен явно дорожат друг другом. Бывали ли у них ссоры в стиле Галлахеров?
«Было несколько драк», признается Том. «Даже до крови, но на самом деле мы крепко дружим. Мы вместе с семнадцатилетнего возраста».
Серж – печально известный тем, что отверг ухаживания Кейт Мосс в начале карьеры группы – также считает, что тот факт, что все участники группы живут за пределами Лондона (все, кроме бристольца Йана живут в Лестере) помогает им держаться вместе и избегать внимания таблоидов.
«Мне нравится жить в Лестере, в пяти минутах ходьбы от дома родителей и от моих друзей, с которыми я вырос вместе», говорит он. «Я не хочу задрачиваться в какой-нибудь вонючей квартирке».
Так что вы вряд ли увидите Сержа и Тома, вываливающихся из клуба Whisky Mist с парочкой гламурных моделей каждый. Но они также отдалились и от современной вялой рок-сцены.
«В рок-н-ролле сейчас время неурожая, так что нам легче», говорит Том.
«Люди боятся писать песни, которые бы хорошо шли на радио». Он уже не бросает вызов другим группам, как раньше («Мы были горлопанами тогда», смеется он) но он в отчаянии от некачественной музыки, называет X Factor «поганой дохлой лошадью», и клеймит Саймона Коуэлла «дьяволом от музыки».
Серж также не жалует современную музыкальную сцену.
«Нас накрыло попсой, и я ненавижу этот инди-подход», говорит он сквозь зубы. «Жизнь слишком коротка. Я не верующий, я не думаю, что после смерти есть продолжение, поэтому я буду веселиться, это мой единственный шанс. Так что дайте мне одеть мою шубку, и погнали».
Обеспокоенность общественным мнением отсутствует в манифесте Kasabian. Когда в связи недавней кавер-версией песни Lana Del Rey мы спросили Сержа, просматривает ли он Твиттер в поисках критики, он выглядел растерянным.
«Да чтоб я….», распаляется он. «С чего бы мне хотелось читать, как меня обсирают? Надо быть психом, чтобы заниматься этим. С таким же успехом можно попросить, чтобы тебя высекли».
В смехотворно короткий период между последним туром и записью нового альбома они успели принять участие в различных проектах. Серж написал музыку для Luxury Comedy, нового шоу своего друга Ноэла Филдинга на канале E4, и британской криминальной драмы London Boulevard. А Том снялся в пилоте сериала Walk Like A Panther со Стивеном Грэмом и Шоном Пертуи. Не мечтает ли он сняться в полнометражном фильме?
«Возможно», задумывается он. «Но это была просто смена декораций для меня. Сняли пилотную серию — посмотрим, что из этого выйдет. Я играю нервного охранника».
В плане внеклассной деятельности они также сыграли против команды футбольных профессионалов в предсезонном анонсе на Sky Sports.
«Странно, но забавно», говорит Том. «Они отнеслись к этому очень серьезно, но они хорошие ребята. И я несколько раз хорошенько влетел в Гари Невилла», с гордостью добавляет он.
Серж, через силу игравший за молодежную команду Nottingham Forest, увидел в этом сюрреалистический аспект.
«Я подумал: представь, ты увидел, что Pink Floyd занимаются чем-то подобным. Ты бы подвис».
Но отношения с футболом дальше этого не заходят. Не надейтесь, что они напишут гимн английской команды для Евро 2012.
«Нет гимна лучше, чем «Три Льва». Нас несколько раз просили, но это не наше. Можно было бы сделать чистое техно без слов. Но его вряд ли бы пропустили».
Эти противоречия и странные привязанности противопоставляют группу таким ее предшественникам, как Oasis и характеризуют понятную, но в то же время загадочную природу их музыки. Увлекаясь «Звездными Войнами» Том потратил 8000 фунтов на модели в натуральную величину для своего дома, а его любовь к динозаврам нашла отражение в названии последнего альбома и песни из него. И он подвержен еще целому ряду самых интригующих влияний.
«Жизнь на Марсе, инопланетяне», говорит он, постукивая по столу. «Что еще? Я засыпаю под диск с шумом дождя. Это странно, не так ли? Я нахожу это крайне полезным для здоровья. Можно послушать звук тропических бурь и все такое. Хип-хоп — NWA, KRS-One – все это повлияло на меня. Есть элемент читки в Days Are Forgotten».
«В ранних записях Йоко Оно есть этот ужасный крик, как кричала бы ведьма, и это меня всегда завораживало», говорит Серж. «Есть в этом что-то мощное. На днях я смотрел «Вход в пустоту» Гаспара Ноэ — это безумное кино, но затем я посмотрел «Историю Игрушек 3», и от него мне тоже снесло крышу. Я открыт для всего, я ничего не пропускаю мимо себя. Можно играть в футбол, будучи долбанным Сальвадором Дали. В мире много невероятных вещей, надо просто видеть их».
Вот такие они. Чудаки, собирающие стадионы. Фанаты команды Leicester City-ценители сюрреализма. И самоуверенные рокеры с безумно суровым рабочим регламентом. Мы не думаем, что со всем этим багажом Сержу следует слишком сильно волноваться о своем творческом наследии.
P.S.: Kasabian выступят в Санкт-Петербурге 6 марта 2012 года и в Москве 8 марта 2012 года.
Перевод музыкального интернет-журнала Trill