Убей клавишника или "Век музыкальной кибернетики" | British Wave

Новое на сайте

    Популярное

    Убей клавишника или "Век музыкальной кибернетики"
    19-12-2012

    Я не зря выбрал такой пугающий заголовок "Убей музыканта". Глядя на последние тенденции мировой рок-музыки, создаётся впечатление, что потребность в музыкантах начинает отпадать. Сегодня я хочу порассуждать на тему влияния цифровых технологий на рок-музыку.

    Музыка, созданная с помощью электронных инструментов, зародилась аж в начале XX века, когда первые футуристы из музыкального мира попыталсь ввести в свои музыкальные произведения шумы окружающего мира. Так, в 1911 году итальянский композитор Балилла Прателла выпустил "Технический манифест музыки будущего", согласно которому кредо футуристов заключается в том, чтобы: "Показать музыкальную душу народных масс, крупных заводов, железнодорожных путей, трансатлантических лайнеров, военных кораблей, автомобилей и самолетов...". 21 апреля 1914 года в Милане футурист Луиджи Руссоло он провел первый концерт "шумового искусства». В этом концерте использовались его шумовые машины.

    В середине XX века электронная музыка была связана в первую очередь с именами французских композиторов и инженеров Пьера Шаффера и Пьера Анри, которые давали концерты электронной музыки, используя на сцене виниловые проигрыватели и микшерные пульты. Подобные концерты стали всемирной тенденцией, и вскоре основная индастриал-сцена переместилась в Германию. Постепенно по всему миру люди начали создавать музыку, используя электронные инструменты и компьютеры.

    Рок-музыка до последнего была консервативна и во многом принципиальна к внедрению синтезаторов и в целом электронного саунда. Как известно, на первых пластинках Queen даже располагалась надпись, гласящая, что ни одного синтезатора при записи использовано не было.

    Однако мир не стоял на месте, и скоро очень многие рок-музыканты начали использовать синтезаторы в своей музыке. Появились характерные, узнаваемые звуки, по которым сразу можно было угадать группу или музыканта. Pink Floyd, Gentle Giant, Rainbow и тысячи других известных групп стали законодателями моды в использовании синтезаторов для рок-музыки.

    Однако, чтобы синтезатор зазвучал, в группе должен быть человек, который будет на нём играть. По этой причине пианисты в группах стали называться "клавишники", и с тех пор мир знает не один десяток всемирно известных клавишников.

    Но умы композиторов конца XX века не хотели сдерживать себя рамками физических возможностей человека при игре на инструменте. Так в музыку прочно вошли сэмплеры и секвенсоры. Несмотря на то, что секвенсоры, то есть устройства для воспроизведения заранее записанных звуков в определённом порядке, появились ещё в середине века, в музыке они начали использоваться относительно недавно, и прежде всего в направлениях хип-хоп, драм-н-бейс и раннем хардкор-техно.

    Глобализация мира музыки и взаимопроникновение одних стилей в другие скоро вылилось в то, что начали появляться рок-группы, успешно заменяющие живых музыкантов (в основном клавишников и барабанщиков) на искусственно созданные инструменты, которые "играют" на концертах с помощью секвенсоров.

    В современном мире эта тенденция достигла ещё больших масштабов, и использование секвенсоров при выступлениях считается нормой. Прежде всего, конечно стоит назвать Трента Резнора с его проектом Nine Inch Nails. Трент, как правило, работает один в студии, используя секвенсоры и сэмплы как в записях, так и на выступлениях. Английская группы Enter Shikari благодаря использованию запрограммированных партий смогла получить абсолютно уникальный звук, который и сделал их популярными. Клэйтон, лидер и саунд-продюссер проекта Celldweller, играет на сцене вдвоём с гитаристом, а весь остальной звук "делают" компьютеры. Нью-йоркцы Mindless Self Indulgence в своих записях вообще отказались от идеи живых барабанов и клавиш, оставив лишь гитару, бас и вокал.

    Что касается русскоязычных исполнителей, то использование "программинга" на концертах у нас популярно в основном у групп тяжёлых или экстремальных направлений - Психея или Биопсихоз. Говоря о более "приемлемых" широкому слуху направлений, стоит упомянуть проект Глеб Самойлоff & the Matrixx, где, несмотря на наличие всех "основных" музыкантов, всё же очевидно использование заранее запрограммированных музыкальных партий. Отдельного отмечу белорусский проект Tim Erna, в котором музыканты объединяют совершенно разные музыкальные направления, начиная от электропанка в духе Mindless Self Indulgence и заканчивая русским декадансом а-ля Агата Кристи или тех же The Matrixx.

    Что же мы видим? Использование заранее записанных инструментов на концертах рок-групп - весьма широко распространённая практика. Хорошо это или плохо - зависит от личных стереотипов каждого слушателя, однако очевидно, что использование секвенсоров и подобных им устройств даёт очень широкие возможности, как в самой музыке, так и в концертной деятельности музыкантов. Остаётся лишь надеяться, что не настанет тот день, когда мы придём на концерт любимой рок-группы и не увидим на сцене никого.

    А. П.
    BritishWave.ru
    Нашли ошибку? Сообщите нам об этом - выделите ошибочный, по Вашему мнению, фрагмент текста, нажмите Ctrl+Enter, в появившееся окно впишите комментарий и нажмите “Отправить”.
    Просмотров: 5736