Рецензия: SBTRKT - Wonder Where We Land (2014) | British Wave

Новое на сайте

    Популярное

    SBTRKT
    Wonder Where We Land
    [Young Turks, 2014]

    Своим появлением в индустрии, когда на лаврах ещё только входившей в моду бас-сцены спокойно почивал пионер жанра Джеймс Блейк, протагонист нашего сегодняшнего обзора наделал не мало шуму и заставил второго изрядно понервничать.

    Явление на музыкальный олимп Мистера Сабтракта, посредствам своего неординарного и чрезвычайно любопытного подхода к работе с электронной музыкой вызвало немалый интерес к артисту как со стороны престижных музыкальных изданий и авторитетных критиков, так и со стороны крохотных подпольных музыкальных бложиков, ориентирующихся исключительно на кустарной, никому не известной музыке.

    Из грязи, в князи
    Музыкант-самоучка из самого сердца Англии, под загадочным псевдонимом SBTRKT ("Сабтракт", аббревиатура от слова "SUBTRACT"), начинал как самый обычный DJ, играя свои сеты для модных тусовщиков в разных клубах Лондона. Попутно, у себя дома, музыкант экспериментировал и с собственными треками, выкладывая получившийся материал в сеть. К счастью, выложенные дорожки музыканта не остались незамеченными, и вскоре на счету SBTRKT появилась целая линейка сильных ремиксов на композиции таких именитых ребят, как: Radiohead, Underworld и Basement Jaxx.

    В ходе своих домашних экспериментов SBTRKT выработал собственный уникальный стиль, открыв очень интересную и чудодейственную механику собственного саунда, который, буквально с первых же аккордов узнаваем, что выгодно и выделяет артиста из ряда армии музыкантов в смежных жанрах.

    Первое время (с 2009 года) музыкант селф-релизил свои записи и вёл абсолютно независимый образ своей творческой жизни, а чуть позже SBTRKT стал сотрудничать с крохотными лейблами, выпускающими его релизы. В один прекрасный день музыканта приметил харизматичный британский лейбл "Young Turks" (на счету которого ныне целая охапка самых модных и актуальных артистов, взять хотя бы тех же The XX), и тут, что называется, понеслась.

    На лейбле YT Сабтракт выпустил несколько фактурных мини-пластинок, ряд синглов и миксов, а летом 2011-го был выпущен и прекрасный дебютный диск, наделавший много шумихи и прославивший музыканта далеко за пределами родного Лондона.

    Основной фишкой и отличительной чертой музыки SBTRKT стал, конечно, во-первых, его волнующий, бархатный вокал, периодически заигрывающий с обворожительным фальцетом. В своём звучании SBTRKT объединил в кипящую смесь такие течения, как всем уже опостылевший дабстеп (как раз таки в рамках музыки SBTRKT отыгрывающий совершенно (выгодно) иначе), нежный, фактурный американский R'n'B, чикагский хаус, Ту степ и ещё Бог знает что.
    Одноимённая проекту дебютная пластинка содержала в себе такие неоспоримо хитовые и элитные композиции, как: "Hold On", "Wildfire", "Trials Of The Past" и "Pharaohs", сразу же нашедшие признание и любовь в лице многих авторитетных музыкальных изданий, критиков, и, конечно же, фанов, и впоследствии, способствующие покорить музыканту вершину ротаций на BBC и поучаствовать во множестве престижных музыкальных фестивалей.

    История одного шамана
    В своём саунде SBTRKT использует напряжённую, таинственную атмосферу, его музыка буквально сквозит полуночными бдениями диких африканских племён за песнопениями вокруг искрящихся кострищ, воспевавшими шаманом и его паствой мольбы к благосклонности богов. Концепция мистических племенных обрядов буквально пронизывает всё творчество Сабтракта, притом, это выражается как эстетически, так и с точки зрения техники звучания.

    В построении своих композиций SBTRKT часто использует различные диковинные, причудливые эффекты, вроде африканских дудочек, каких-то колокольчиков или барабанов, смешивая их с гулким вибрирующим басом, нестабильными, нервными битами, и вкраплениями мелодичных клавишных, а над всем этим великолепием царит тёплый, волнующий, будто исповедующийся вокал.

    В музыке SBTRKT слышатся как мейнстримовые, клубные нотки, так и мрачный, тягучий дабстеп, на манер какого-нибудь андерграундного демона, вроде Бюриала. Звучание SBTRKT впитало в себя тёмную мистичность Burial, пронизанную через призму удивительной мелодики, чувственности, нежности и меланхолии нового американского R'n'B, в духе Френка Оушена или Дрейка, с которыми, кстати, SBTRKT находится более чем в тёплых отношениях.

    Человек в маске
    Свою персону SBTRKT окутал завесой таинственности, мистичности и полнейшей конфиденциальности, скрывая от фанов и прессы своё истинное имя и лицо. Даже на живых концертах музыкант скрывал свою даровитую физиономию под загадочной, этнической маской эдакого шамана из какой-нибудь богом забытой африканской глубинки, которой даже и на карте не найдёшь.

    Слушая бархатный, арнбишный голос музыканта ни у кого даже и сомнений не возникало, что под маской скрывается африканец, ибо манера такого вокала в основном присуща темнокожим исполнителям. Первое время все даже думали (а некоторые продолжают думать и теперь), что под проектом SBTRKT скрывается главный коллега музыканта по цеху Самфа (Сисой, Сайсей, не суть), чья манера вокала и фактура действительно более чем схожи с голосом Сабтракта.

    Но, как известно, рано или поздно всё тайное становится явью, и персону SBTRKT разоблачили, точнее, он сам это сделал на одном из своих выступлений. Как оказалось, под маской скрывался молодой житель Лондона по имени Аарон Джером в миру, он же музыкант и продюсер SBTRKT на сцене. А самое интересное, что он оказался вовсе не темнокожим, а самым что ни на есть белым парнем, просто голос у него такой, африканский.

    Wonder Where We Land
    После перерыва в несколько лет, в период которого Сабтракт не часто радовал фанов своими релизами, летом 2014-го музыкант вернулся с новым, экспериментально-инструментальным мини-альбомом "Transmissions", который по саунду стал более жёстким и сложным, в отличие от того же дебютного альбома. У многих слушателей даже закрался страх, что готовящийся к релизу второй альбом SBTRKT тоже будет лишён вокала, и что он получится куда более мудрёным и перегруженным, чем такой родной и душевный дебютный диск. Но все сомнения вскоре растаяли как утренний туман, когда музыкант представил прекрасный сингл с готовящегося LP "Temporary View", в котором поучаствовал SAMPHA, чьё имя будет сегодня ещё неоднократно на слуху. Композиция звучит в лучших традициях прекрасного дебютного альбома и даже чуточку лучше, доказывая, что SBTRKT не растерял ни капли своего былого шарма и обаяния.

    В самом конце сентября выходит второй и очень долгожданный альбом музыканта, получивший имя "Wonder Where We Land". Помимо 15 стандарных композиций новой пластинки, её расширенная версия будет содержать ещё 6 бонус-дорожек, но сегодня мы обсудим обычную, коробочную версию диска.

    Начать стоит с обложки альбома, которая тоже даёт понять, что старая концепция SBTRKT всё ещё в силе, и маску он снимать не собирается, пусть даже все давно и знают, кто под ней прячется.

    Артворк получился очень актуальным и стильным. На обложке диска изображена радужная, свинцовой рука, на ладони которой сидит маленькая, очаровательная обезьянка, в той самой маске, которая красовалась на лице ещё не разоблачённого SBTRKT на артворке дебютной пластинки. И уже вот такая милая мелочь как-то радует и забавляет.

    На пластинке "Wonder Where We Land" заявлена некая концепция, хотя и в целом всё творчество Сабтракта всегда чётко следует неким концептуальным элементам, сохранившимся и по сей день. Отсылки к концепции на альбоме и правда имеются, к примеру, на нём есть несколько треков, названных "Днями", а именно: режещий ухо "Day 1", и кинематографачный, мрачный "Day 5", слушая который вспоминается какой-нибудь исторический фильм, периода расцвета тифа и чумы, под тревожные фанфары которого пойманных нарушителей закона ведут на виселицу что бы публично предать наказанию (надеюсь, это не больная фантазия автора этих строк). Также в треке "Day 5" слышен мрачный звон колоколов и тревожное гудение парохода.

    Одной из особенностей нового альбома SBTRKT (в отличии от эгоистичного дебютного альбома) является целая команда специально приглашённых интересных и ярких гостей-музыкантов, поучаствовавших в записи. Любопытно то, что самые интересные и хитовые композиции получились как раз таки с поучаствовавшими в них гостями, вроде Джейси Уейр, или всё того же Самфы, в костяке с которыми на "Wonder Where We Land" и получились все самые яркие и сильные вещи. 

    Прослушав альбом "Wonder Where We Land" можно сделать вывод, что вторая полнометражная запись музыканта унаследовала, и положительно преумножила всё старые добрые, сильные стороны и традиции первенца "SBTRKT", просто теперь всё гораздо серьёзнее, взрослее и сложнее.

    Стилистически пластинку можно разделить на 2 части: первая, это старый, верный и проверенный саунд, который доказывает, что музыкант никуда не ушёл из натоптанной, знакомой тропы, а просто немного расширил кругозор на своей жанровой площадке. Речь идёт о таких показательных для нового альбома композициях, как: одноимённая "Wonder Where We Land", или одной из самых ярчайших и сильных вещей пластинки "Temporary View".

    Вторая сторона, это весьма смелые и порой не совсем удачные эксперименты, как вариант, придуманные под влиянием специально приглашённых для записи диска артистов. Среди этих самых экспериментальных вещей есть и композиции, которые раскрывают SBTRKT с новой стороны и приятно удивляют. Из числа тех самых необычных и ярких экспериментов стоит отметить явно хитовую "Higher", в которой Сабтракт предстал в образе хип-хоп музыканта, а так же прекрасную хаусово-фанковую "New Dorp. New York", в которой поучаствовал любимец всех хипстеров вампир-вампирёнш Эзра Кёнинг, и которая по праву может претендовать на звание одной из самых интересных и запоминающихся композиций альбома. Такие треки звучат невероятно интересно, свежо и актуально, но при том дико не свойственно для привычного восприятия музыки SBTRKT.

    Совместная с Самфой пиано композиция "If It Happens", дающая поразмышлять и передохнуть от всеобщего экспериментального натиска пластинки, напоминает кавер-версию Самфы и Сабтракта на какой-нибудь ранний хит Элтона Джона, трек звучит как-то особо важно, солидно и опять таки не свойственно для музыканта.

    Озорная "Gon Stay" влюбляет в себя с первых же нот. Грустный, тоскующий вокал SBTRKT в треке прекрасно гармонирует с милой, игривой структурой саунда, композиция, с её завуалированным басом, фанковой атмосферой и удивительно быстро меняющимся в рамках одной же композиции настроением немного напоминает Gorillaz, а к припеву и вовсе задаёт нотки новых Duft Punk.

    В предпоследней вещице «The Light» в роли вокалистки очень убедительно выступила стильная лондонская соул-фолк исполнительница Диней Мур, поразительно точно сумевшая спеть на манер Сабтракту. Закрывает альбом ничем не примечательная реприза "Voices In My Head", в которой поучаствовал чувак из хип-хоп формации Асапа Рокки A$AP FERG.

    Вообще вот такие экспериментальные, не уютные и не очень мелодичные композиции, к которым можно так же отнести пульсирующую "Lantern" или тягучую "Osea", не много портят общее впечатление от альбома, вредят его целостности и кажутся совсем неуместными и необязательными, выбивая из колеи общей атмосферы. Подобные треки звучат как-то грубо, неуклюже и не душевно, нарушая баланс и общее настроение альбома "Wonder Where We Land". Но в целом "Wonder Where We Land" получился сильным и очень интересным альбомом, хоть временами и слишком экспериментальным. Но всё было бы куда печальнее, если бы на пластинке не было таких прекрасных вещей, как: "Temporary View", или прекрасной "New Dorp. New York".

    Будет интересно послушать, что нас ожидает на бонусном диске расширенной версии LP, но и это не мешает охарактеризовать общее впечатление от прослушивания "Wonder Where We Land" как строго положительное.

    На "Wonder Where We Land" есть как слабые, так и сильные стороны. И хотя дебютная работа "SBTRKT" всё же более ровная, слаженная и гармоничная, где всё находилось на своих местах, во многом "Wonder Where We Land" способен дать и фору пилотному диску. Новый альбом всё так же мелодичен и ярок, как и дебютный, пусть уже и не так загадочен, ровен и стабилен.

    Знаете, в шахматах есть такая поговорка, что лучше сделать ход, ничем не рискуя и выиграть, чем сделать ход с точной вероятностью, что ты потеряешь всё. Так вот, к счастью, со вторым альбомом SBTRKT произошёл первый случай, ибо музыкант сделал шаг в сторону экспериментов, не боясь заблудиться, и этот шаг лишь расширил его творческое видение территории и его кругозор. В конце концов, экспериментируя,  всегда есть опасность оступиться, не быть понятым, но с другой стороны кто не рискует, тот, как говорится, и не танцует симпатичных барышень.

    Все маски сорваны
    В общем, тот самый, страшный музыкальный диагноз "Синдром второго альбома", беспощадно похоронивший в грудах цифрового и физического контента не мало хороших музыкантов, SBTRKT успешно пережил. Хочется пожелать Сабтракту не изменять себе, своим идеям и интересной концепции, и продолжать так же плодотворно и качественно работать в своей стезе, не чураясь, конечно, и экспериментов. Ну а самое главное, держать маску по ветру.

    8/10

    Александр Нечаев
    BritishWave.ru
    Нашли ошибку? Сообщите нам об этом - выделите ошибочный, по Вашему мнению, фрагмент текста, нажмите Ctrl+Enter, в появившееся окно впишите комментарий и нажмите “Отправить”.
    Просмотров: 1713