Брит-поп: История в лицах | British Wave

Новое на сайте

    Популярное

    Брит-поп: История в лицах
    17-11-2012

    Эти английские цыплята вылупились из скорлупы на пороге девяностых. Играли живую музыку: гитара, бас, барабанная установка и вокал - все, как во времена The Beatles. Немного везения и спонсорской поддержки - и вот у них уже первые настоящие концерты.

    Дальше - совершенно разные истории взлетов и падений. Кто-то из журналистов придумал название этим экспериментам - брит-поп. Название приклеилось и вошло в обиход, а группы стали законодателями нового стиля, его лицами.

     

    Из чего возник брит-поп

    В Англии тоже бывают солнечные дни - не всегда же лить дождю. Наверняка так было и в середине восьмидесятых. Однако модные музыкальные течения того времени напрочь отрицали хорошую погоду и вообще все позитивное. Поэтому унылый гранж и его атрибутика неминуемо приелись некоторой части населения. При дефиците музыки для души оставалось либо искать кумиров в прошлом, либо чудить, играя не так, как все. Или чудить, опираясь на опыт кумиров прошлого, как поступали инди-группы. Пожалуй, самые известные из них – The Stone Roses и Happy Mondays.

    Инди (indie, от слова independent, что означает "независимый") - это мешанина из мелодий 60-х, панка, проникновенных стихов, запоминающихся припевов, ярких рубашек и причёсок "под горшок". Сюда же добавить стилистику модов - мотороллеры и все прочее - и страсть к вечеринкам с ЛСД и выпивкой. В общем, движение инди оказалось благодатной почвой для произрастания первых ростков брит-попа.

     

    Некоторые лица

    Сходив на концерт The Stone Roses, одной из групп - символов инди, Лиам Галлахер всерьёз решил запеть. Через несколько лет Oasis были в сборе, намереваясь прославиться никак не меньше, чем национальные герои Англии The Beatles.

    Сравнение с The Beatles возникает само собой: братья Галлахеры упоминают строчки из их песен в своих, откровенно копируют проигрыш из хита "Imagine" в своей "Don't Look Back In Anger", наконец, носят прически а-ля Beatles. В то же время в Oasis столько самоуверенности и даже наглости, что никто не решается объявить им бойкот на почве плагиата. В конце концов, они современная группа  90-х, с собственным звучанием и настроением, которые очень притягательны для молодежи.

    Но не одни Oasis претендовали на звание новых супер-звезд Англии: еще раньше на свет появились Blur, яркие и симпатичные, иронизирующие по поводу английского снобизма. Если Oasis многое почерпнули из творчества The Beatles, то Blur в каждой песне самовыражались по-разному. Они безудержно экспериментировали, используя элементы панка, гранжа, глэм-рока, симфонические обработки, ну и про The Beatles, конечно, тоже не забывали.

    У каждой из групп были свои фанаты, но по-настоящему их названия загремели, когда между ними возникла неприязнь. Дальше начались скандалы и всем стало ясно: когда Oasis и Blur дерутся, это называется брит-поп.
    В 1994-95 годах между Oasis и Blur развернулось настоящее соревнование, чьи продажи больше, и вообще - кто круче? В этот период группы выпустили по два хитовых альбома (Oasis – "Definitely Maybe" и "(What's The Story) Morning Glory?", Blur – "Parklife" и "The Great Escape"), которые стали выталкивать друг друга с первых мест английских чартов. Ссора подогревалась взаимными оскорблениями, которые с удовольствием печатали газеты. В результате в Англии и остальном мире почти не осталось людей, которые бы не слышали о Blur и Oasis и их скандале. На этом их вражда закончилась, и каждая из групп занялась своим делом.

    Брит-поп неоднороден. Под это определение удачно вписываются совершенно разные английские группы 90-х. Например, Suede. Они не такие, как Blur или Oasis. Самое подходящее определение для творчества этой группы - изящество. Изящество во всем - от текстов и музыки до внешности музыкантов и их манеры держаться на сцене.

    Фронтмен Suede Бретт Андерсон, слишком явно неравнодушный к раннему творчеству Дэвида Боуи, так же непредсказуем: он может петь лирические баллады в кабаках и агрессивные песни о насилии в дорогих клубах, но и то, и другое - с изяществом. Бретт - высокий и худой, с длинной челкой, спадающей на глаза. Он носит узкую одежду и расслабленно танцует на сцене. Его внешность и поведение определяют образ всей группы, потому что он фронтмен в полном смысле этого слова.

    Suede также внесли свой вклад в летопись скандалов брит-попа. В одном из ранних интервью Бретт сказал: "Я представляюсь себе бисексуальным человеком, который никогда не имел гомосексуального опыта". После этого подобные заявления стали делать и другие участники группы. Это принесло Suede больше известности, чем целый год выступлений.

    Что касается их музыки, то она отличается депрессивностью и в то же время энергетикой. Воздействие на слушателя усугубляется текстами о самоубийствах и нетрадиционном сексе. Но это преимущественно относится к раннему творчеству группы, впоследствии же они стали более нейтральными и влились в английский мейнстрим.

    Не менее экзотический фрукт с прилавков музыкальных магазинов Англии - группа Pulp. Их вокалист Джарвис Кокер, всегда усталый и осунувшийся, в костюмчике из секонд-хенда и толстых очках ботаника, стал новым секс-символом 90-х.

    У Pulp особенная судьба. До того, как получить признание, они просуществовали пятнадцать лет, выступая где только можно. За это время Джарвис Кокер успел отказаться от учебы в Ливерпульском университете и даже выпасть из окна третьего этажа, пытаясь продемонстрировать одной девушке свою сноровку. Ещё он пожил в сквоте (это такой заброшенный дом, в котором нелегально проживает множество людей) и там вдоволь насмотрелся на разного рода извращенцев и криминальных личностей. Всё это отразилось на песнях Джарвиса, основной темой которых были одиночество и переживания на почве отсутствия сексуальных отношений.

    Периодически выпуская хиты разной весомости, Pulp скоротали пятнадцать лет, и в 1994 году все наконец услышали их животрепещущий крик о сексуальных проблемах одного английского подростка. Это была песня "Babies" с альбома "His 'n' Hers", ставшего действительно популярным.
    Теперь группе не надо было даже скандалить, чтобы привлечь внимание газет. Газетам было вполне достаточно текстов их песен для подробного обсуждения.

    Болезненно-проникновенные откровения Джарвиса пугали и завораживали одновременно. Тексты удачно дополнялись его надрывным голосом в совокупности с музыкальным обрамлением под семидесятые. Все это не могло не вызвать сочувствия у женской половины населения Британии, которая немедленно определила Джарвиса Кокера в секс-символы.

    Такими были первые лица брит-попа. Они не похожи друг на друга, и это делает им честь. Но с некоторых пор оригинальности в брит-попе становилось все меньше, потому что новые группы уже просто не могли не содрать чего-нибудь у предшественников. Брит-поп оказался очень привлекательным для новичков - незатейливой мелодикой, несложными аккордами и широкими перспективами для роста в чартах. В результате группы так расклонировались и наслоились друг на друга, что сквозь эту мешанину стали едва проглядывать старые знакомые лица.

     

    Что дальше?

    Десять лет – было слишком много, чтобы продолжать играть одно и то же. За это время брит-поп из экспериментов превратился в очень типичную английскую музыку. А что дальше? Дальше снова выдумки. Компьютеры, электронные звучки и прочие штуки.

    Электронику примешивали Blur в альбом 1998 года "13". Потом ею заинтересовался и Ноэль Галлахер. В 1996 году он сотрудничал со своими друзьями-электронщиками из Сhemical Brothers, исполнив вокальную партию в треке "Setting Sun". Позже он даже подыгрывал на гитаре самому Голди, злому королю джангла, считающему Ноэля – "Богом".

    Выходит, и электронику уже проходили. Выходит, что наступет черед нового взрыва из прошлого. Например, Pulp возьмут да и сочинят супер-диско - "Disco 2000". Или Suede придумают нового Зигги Стардаста. Деймон Албарн, оставаясь лидером Blur, найдёт себе новое занятие в рядах группы Gorillaz. Oasis, попытаются вернуться к тому, с чего начинали, посчитают, что такой энергетики, как в первом альбоме "Definitely Maybe", им добиться больше не удавалось. Поэтому их следующий альбом станет преднамеренным шагом назад...

     

    Несколько фактов о деятелях Брит-попа

    До того, как стать брит-попсовиком, Бретт Андерсон был надеждой футбольной команды своего графства. Как и большинство англичан, к футболу неравнодушны также братья Галлахер, Деймон Албарн и Ричард Эшкрофт. Будучи подростками, они яро болели за разные команды, вследствие чего нередко ходили побитыми. Болеют они и теперь.

     

    Когда Suede только начинали, гитарные партии в группе исполняла некая Джастин Фришман. Она же была в то время девушкой Бретта Андерсона. Потом Джастин оставила Бретта, а вместе с ним и всю группу, чтобы организовать свою - Elastica. Дальше она стала подругой Деймона Албарна. Они тоже расстались, и под впечатлением от разрыва Деймон написал материал для альбома "13".

    Ноэль и Лиам не очень дружны друг с другом. Однажды Ноэль сказал о своем братце следующее: "Все-таки хорошо, что мы живем не в Америке, где сначала все хватаются за оружие, а уж потом вспоминают про кулаки и ругань. Там бы я давно уже прострелил ему голову".

     

    Младший из братьев Галлахеров, Лиам, в свободное время любил подрабатывать моделью. В роли работодателя выступал дом мод "Версаче", с которым у Лиама был контракт на 75 000 фунтов.

     

    Однажды Джарвис Кокер увидел самого Майкла Джексона, выступающим на Brit Awards. Джарвису показалось, что своим присутствием гость из Америки оскверняет английскую сцену, и наград попсовому Майклу давать не стоит. Чтобы выразить свое отношение, Джарвис Кокер взобрался на сцену и немного потанцевал в фривольной манере.

    Братья Галлахер недолюбливали Blur, зато были большими друзьями  с Ричардом Эшкрофтом. Ричард отдал в репертуар Oasis несколько своих песен, а они, в свою очередь, по святили ему хит "Cast No Shadow". Также участники Oasis дружны с актером Джонни Деппом. Иногда они даже устраивали вечеринки, где все вместе поют - и Джонни Депп тоже.

    Одна из песен Pulp - "Mile End" - вошла в саундтрек к "Trainspotting", фильму крутому, молодежному и про наркотики. Песня подошла прекрасно, и после этого группе предложили придумать заглавную мелодию к новой серии фильма про Джеймса Бонда. Однако потом создатели фильма передумали и отдали заказ Шерил Кроу.

     

    То, из чего получились знакомые всем Oasis, поначалу было группой Rain. Blur раньше назывались Seymour, a Pulp - Arabacus Pulp, что представляет собой термин, подмеченный Джарвисом Кокером на школьном уроке экономики. Причем Oasis решили "обновиться" из-за появления Ноэля Галлахера в коллективе и, соответственно, желания стать настоящей группой, Blur - по требованию звукозаписывающей компании, a Pulp - просто, чтобы было короче.

     

    Аня Дородейко
    New Musical Express – Russia
    Нашли ошибку? Сообщите нам об этом - выделите ошибочный, по Вашему мнению, фрагмент текста, нажмите Ctrl+Enter, в появившееся окно впишите комментарий и нажмите “Отправить”.
    Просмотров: 8382