Деймон Албарн - музыкант без границ | British Wave

Новое на сайте

    Популярное

    Деймон Албарн - музыкант без границ
    24-02-2014

    26 февраля в Лондоне в O2 Academy Brixton на церемонии "NME Awards '2014" Деймон Албарн получит награду британского журнала "New Musical Express" - "За инновации" (Award For Innovation), которая в этом году проходит при поддержке фестиваля "Austin City Limits".

    Немало воды утекло с тех пор, как Деймон Албарн был всего лишь "тем симпатичным парнишкой из Blur". Благодаря Gorillaz, "Africa Express", "Monkey: Journey To The West" и множеству других интересных творческих проектов, Албарн занимает совершенно особенное место в массовой культуре. Он – источник неиссякаемых звуковых авантюр. В этом году на церемонии NME Awards '2014 ему вручат недавно учрежденную награду NME – "За инновации". И вот почему. 

     

    Blur
    Деймон опоздал к эпохе мэдчестера, но даже ранние работы Blur демонстрируют все признаки его склонности сочетать несочетаемое. В альбоме 1991 года "Leisure" уже были соединены мэдчестер, шугейзинг и эссекский арт-поп, а в синглах "Popscene", "Sunday Sunday" и "For Tomorrow" это первое крупное новшество Деймона утвердилось окончательно.

    В те времена за океаном приобретал исполинскую мощь гранж, а Suede, Pulp и The Auteurs отражали британскую эстетику, при этом были совершенно разными. Потребовался Деймон, чтобы сплотить альтернативную музыку всей страны.

    "Брит-поп был выдумкой Деймона", – вспоминает Алекс Джеймс. Этот стиль был сплавом из провинциального позерства, типично британских образов Blur, "битлоделических" духовых из альбома "Modern Life Is Rubbish" и дифирамбов, пропетых Деймоном Примроуз-Хиллу (что, кстати, вызвало небывалый резонанс и втрое взвинтило цены на жилье в этом районе Лондона).

    "Когда вышла пластинка "Modern Life Is Rubbish", я как раз выбрался из провинции, переехав в Лондон, и она здорово перекликалась с моей жизнью, – вспоминает Мэтт Эверитт, ведущий радиостанции "BBC 6 Music" и бывший барабанщик брит-поп группы Menswear. – Была ли это юношеская гордость за то, откуда ты родом, или просто за собственную культуру, или американская музыка уже окончательно приелась, но "Modern Life Is Rubbish" явилась чем-то вроде "нулевой отметки".

    То, что музыкальные увлечения Деймона выходят за пределы привычного инди-попа, стало очевидным, несмотря на то, что альбом "Parklife", вышедший в 1994 году, явно отвечал духу времени.

    "Что поразило меня, когда я впервые встретился с Деймоном, – вспоминает Роберт "3D" Дель Ная из Massive Attack, – так это то, что в самый расцвет волны брит-попа он оказался совсем не таким, как я предполагал. Blur были одной из ведущих групп инди-сцены Британии, а этот парень обсуждал со мной регги и соул. Его музыкальные ориентиры были очень неожиданными".

    Став основоположником одного из ключевых направлений рок-музыки, Деймон столкнулся со сложной задачей. Он первым понял, что для него с брит-попом покончено – в тот день, когда их сингл "Country House" обошел в британском чарте песню Oasis - "Roll With It". Вся последующая карьера группы стала попытками еще раз подчинить музыку его изменчивым интересам. Их заносило то в элегантный гранж-поп на альбоме "Blur", то в обволакивающий электро-рок на "13", то в хаотичный афробит на "Think Tank", и хоть они уже не оказали влияния на музыку целого десятилетия, каждая пластинка показала Албарна как творческую личность, не желающую останавливаться на достигнутом.

     

    Gorillaz
    Когда вышел одноименный дебютный альбом группы Gorillaz – с фронтменами в виде четырех мультяшных фриказоидов, соединяющий в себе роскошный, пронизывающий до костей хип-хоп, крепко сбитый даб, поп, латиноамериканский фолк и эйсид-джаз, с концертами, на которых тени играли за натянутым экраном, – вы с трудом бы поверили, что это детище Албарна.

    "Придумать группу, где остальные участники были бы визуализированными персонажами, было гениальным решением, – вспоминает Ричард Расселл, постоянный соратник Деймона, продюсер его сольного альбома "Everyday Robots", а также глава лейбла "XL Records". – В тот момент я подумал: "Вот оно, будущее. Кому теперь понадобится басист, когда можно использовать анимационный персонаж". Весь мир теперь чем-то похож на Gorillaz, ведь сейчас для всего есть виртуальная картинка. Это было проект нового времени, и он должен был появиться".

    Причудливые мультфильмы Gorillaz стали способом снять груз репутации и личной истории с тех музыкантов с громкими именами, которые устремились в студию: Пол Симонон, Шон Райдер, Лу Рид, Марк Э. Смит, Снуп Догг, D12, Терри Холл, Бобби Уомак, De La Soul, Мос Деф. Превращение в персонажей мультфильма создало атмосферу сотрудничества и обстановку открытых дверей.

    "Возможность остаться за кулисами, – рассказывает Дейв (он же Девид Джуд Джолисер) из De La Soul, – и делать музыку в виде мультфильма давала невероятную свободу. Весь смысл в том, чтобы пригласить людей, чьи пути, как тебе казалось, никогда не пересекутся, и посмотреть, что из этого выйдет. Собрать в одной студии Айка Тернера, Нене Черри и De La Soul – это какой-то ужас, в хорошем смысле этого слова. Кто еще посмел бы такое сделать?"

    Позже мы увидим, как исполнители рэпа (например, Канье Уэст) будут использовать аналогичный принцип открытых дверей при записи альбомов, и как массовый успех Gorillaz в США внедрит в американское рэп-подсознание свое отношение к несерьезному, экспериментальному даб-попу и хип-хопу.

    "Они вернули в музыку веселье и крутизну, напомнили, что музыка может быть и такой, – говорит Дейв. – Уверен, именно возможность подурачиться принесла ту первоклассную атмосферу и настроение, напоминающие, для чего это все вообще затевалось – чтобы получать удовольствие от процесса".

    "То, что действительно необычайно всех поразило, – сам переход от Blur к Gorillaz, подходящая история, чтобы обсудить с приятелями в пабе. Но, если честно, совершить такой переход, и сделать его успешным, творческим и захватывающим – это совсем разные вещи, – добавляет 3D. – Это было удивительное достижение".

     

    The Good, the Bad and the Queen
    Оставив позади опустошающую легкомысленность британской культуры 90-х, новое десятилетие принесло военные действия в Ираке, события 11 сентября и экономический кризис. Деймон заострил внимание на проблемах современной Британии с помощью The Good, the Bad and the Queen, социально-политического проекта официально безымянной "супергруппы" с участием самого Албарна, Пола Симонона из The Clash и Саймона Тонга из The Verve.

    Их единственный альбом оказался мрачной, насыщенной историями "мистерией" о жизни и культуре Лондона в двадцать первом веке, впоследствии подтолкнувшей Пи Джей Харви к созданию пластинки "Let England Shake".

    "И тексты, и атмосфера Лондона раскрывались во время нашей работы, – рассказывает Пол Симонон. – В этой пластинке много тонких и сложных мест, причем у Деймона было видение всей композиции, и каждый участник точно подходил для той или иной ее части".

     

    "Mali Music" и "Africa Express"
    Опыт совместной работы Деймона и музыкантов со всего света над проектом Gorillaz вдохновил его на исследование возможностей афромузыки в двадцать первом веке.

    В своем альбоме 2002 года "Mali Music" и за время многочисленных мероприятий и турне проекта "Africa Express" он разрушил набившее оскомину клише "звездности", собрав вместе таких людей, как Брайана Ино, Ника Циннера из Yeah Yeah Yeahs, участников проектов Django Django, Metronomy и Ghostpoet и музыкантов Африки, работающих как в традиционных, так и современных жанрах.

    "Если ты выбрал Африку, чтобы сорваться с места, приехать и писать музыку, ты должен быть готов понять массу важных вещей, – делится Ричард Расселл, приглашенный Деймоном в Эфиопию и Конго для записи пластики "Kinshasa One Two" в 2011 году. – Албарн поступал так раз пятнадцать, не меньше, это превратило его в еще более блестящего музыканта и совсем раздвинуло его рамки".

    "Все было очень спонтанно, – вспоминает 3D, который тоже участвовал в поездке по Конго. – Днем была короткая встреча, во время которой все прикидывали, что они смогут сыграть вечером на сцене, а потом просто-напросто собирались и делали то, что придумали. Было очень мало серьезной подготовки, вся соль была в стихийности и энергетике".

     

    Оперные постановки
    К середине нулевых даже поп-музыки, охватывающей весь земной шар, даже самой невообразимой в мире супергруппы стало недостаточно, чтобы удовлетворить творческие потребности Албарна. Они нашли выход в оперных и театральных постановках.

    Деймон использовал звучание The Kronos Quartet, таланты Джейми Хьюлетта и Алана Мура, и пригласил режиссера Шичжэн Чэнь для создания музыки к операм "Monkey: A Journey To The West ", "It Felt Like A Kiss"и "Dr Dee" для Манчестерского международного фестиваля.

    "Monkey" был безумно грандиозным проектом, – рассказывает 3D, – просто сумасшедшим. И увидев его, отдаешь должное тому, как они справились с задачей. Это был праздник для глаз, запредельное зрелище".

    Теперь Деймон прокладывал путь между обычно несопоставимыми областями искусства.

    "Он свободен от внутренних запретов, – рассуждает режиссер Руфус Норрис, который работал с Деймоном над постановкой "Dr Dre" и над фильмом 2012 года "Сломленные". – Из своего мастерства он выстроил настоящую подкидную доску, чтобы его меланхоличный и мятежный дух мог взлетать все выше и выше. Вот откуда берутся все его новаторские работы. Хотел бы и я быть настолько открытым и глубоким одновременно".

    "У него есть страстные увлечения, то, в чем он искренне заинтересован, – говорит Расселл. – И он с легкостью мог бы гнать материал, который пришелся бы по вкусу широкой публике, но это не то, ради чего он работает, или почему он работает.

     

    Деймон в роли продюсера
    Помимо работ с Расселлом, Деймон выступил в роли продюсера для ветерана соул-музыки Бобби Уомака и его первого за последние 12 лет студийного альбома "The Bravest Man In The Universe". Это был яркий пример того, как Албарн следует за своими увлечениями: его энтузиазм во время работы, как в студии, так и в роли клавишника в группе, возродил замершую карьеру Уомака.

    "С самого начала он был влюблен в мою музыку, – рассказывает Уомак. – Он постоянно повторял: "Не думаю, что тебе нужно много музыки, или сложная обработка звука, думаю, людям лишь нужно услышать твой голос". Он делает так, чтобы ты захотел стать тем, кто оправдает его ожидания. Он последователен, и умеет проявить настойчивость".

    Это Албарн уговорил Уомака вернуться к работе. "Я объяснял ему, что не хочу возвращаться, потому что с меня хватит историй с наркотиками. А он сказал на это: "Ну да, но теперь ты сможешь от них удержаться".

     

    Сольный проект Деймона
    Помните, как Тотошка отдернул занавеску перед Волшебником Оз, работающим над своим прославленными изобретениями? Вот и Албарн, наконец, готов представить нам самого себя без прикрас в дебютном сольном альбоме "Everyday Robots". Это автобиографическая пластинка "легкой клубной музыки" о противостоянии природы и техники, созданная при поддержке Брайана Ино и Наташи Хан (она же Bat For Lashes).

    "Несомненно, эта музыка абсолютно не похожа на все его предыдущие работы, – говорит Расселл. – В каждую пластинку, над которой Деймон трудился, он вкладывал какую-то идею, концепцию, в то время как эта работа является очень личной, она о нем самом. Он работал как проклятый, чтобы выразить самые близкие для себя темы, но сделать это интересным образом. Вот почему этот альбом так похож на него самого. Он пригласил меня, чтобы создать совершенно особенную атмосферу и особенное настроение, и, в общем, получился уникальный альбом с несомненным музыкальным вкусом, несомненным чувством ритма и очень личными текстами".

     

    Поклонники о Деймоне Албарне

    "Деймон способен придумывать что-то новое, потому что среди всеобщего унылого болота ему хватает индивидуальности, чтобы быть самим собой, находить в этом радость, и объединять других". (Джуд Лоу)

     
    "Все, чего он коснется, обращается в золото. Не помню, чтобы я когда-нибудь слушал его работы, и они бы мне не понравились, а от некоторых его вещей я в полном восторге. У него репутация требовательного и жесткого человека, я убедился в этом на собственном опыте, но я должен добавить, что он может в той же мере проявлять внимание и сочувствие. Я считаю его великим человеком". (Карл Барат)

     

    "Он очень талантливый парень. Я начал слушать его музыку еще во времена Blur, ведь она воспевала Британию так, будто мы все вернулись в 60-е. Я определенно уловил в ней что-то похожее на Small Faces, и это было приятно". (Кенни Джонс / The Small Faces)

     

    "Он по-настоящему свободный человек. Он коллекционирует разные инструменты со всего света, и когда мы попали к нему в студию, он подбивал нас поэкспериментировать с ними. Очень вдохновляет, что после всех успехов у него сохранилось желание валять дурака, веселиться и увлекаться чем-то новым". (Юкими Нагано / Little Dragon)

    Ближайшие выступления
    Деймон Албарн сыграет в Лондоне три камерных концерта по случаю презентации своего первого сольного альбома "Everyday Robots". Первый из них – небольшое выступление только для своих, оно состоится 23 апреля в библиотеке Лейтонстоуна, затем последуют концерты 30 апреля в изысканном "Rivoli Ballroom" и 1 мая в парадном зале в стиле арт-деко во дворце People's Palace.

    Во время выступлений, как обещают, прозвучат песни разных этапов творческого пути Албарна, в том числе, времен Blur и Gorillaz, а также его сольные работы и работы из других проектов. Эти концерты послужат подготовкой перед вереницей фестивалей по всей Европе, с кульминацией в виде хедлайнерского сета на фестивале Latitude, который состоится 19 июля.

    Перевод для Britishwave.ru: Маша Морозова
    Марк Бомон
    New Musical Express
    Нашли ошибку? Сообщите нам об этом - выделите ошибочный, по Вашему мнению, фрагмент текста, нажмите Ctrl+Enter, в появившееся окно впишите комментарий и нажмите “Отправить”.
    Просмотров: 5165