Если у компании нет экономического развития, то зачастую это приводит к слиянию с конкурентом. В музыке ровно то же? Со многими так называемыми супергруппами так происходит до сих пор.
Две группы - Sparks и Franz Ferdinand объединились под именем FFS. Разыскивая повод для такого поступка, Мартин Риманн не нашёл ничего, кроме любви.
Супергруппа. Слово, которое автоматически не вызывает энтузиазма. Хотя с частью "супер" обычно всё верно, слово "группа" вызывает сомнения. Как всё будет работать, когда собрались лучшие? Кто лидер, кто играет на ритм-гитаре, кому просто можно посидеть сзади в автобусе во время тура? То, что встреча супер-музыкантов может стать ущемляющим эго столкновением не осознают только те, кто не смотрел "Мстителей". Возможно это и есть причина тому, что у подобных групп высокого калибра зачастую отсутствует необходимый шарм.
А теперь происходит нечто, что придаёт понятию "супергруппа" совершенно иной смысл: если раньше речь шла о сплаве отдельных артистов, то в случае с FFS в единое целое сливаются 2 группы. Ядерный синтез в поп-пространстве. FFS = Franz Ferdinand + Sparks? По смыслу подходит, но говорят, что это сокращение для "For Fucks Sake" ("Да твою ж мать"). Быть может это единственное логичное объяснение, которое вы получите об этом аномальном совместном предприятии. По крайней мере от самих FFS. Лично я лихорадочно думал обо всём этом незадолго до интервью. Когда открылась дверь гостиничного номера, все они действительно там сидели: Рон, Рассел и Алекс - члены новой "группы" FFS.
Сначала мой взгляд неизбежно пал на клавишника Рона Мэйла, который сидел в идеально сидящем на нём костюме словно гигантский богомол по правую руку от меня. Прямой как палка, он поджал ноги, колени и стопы идеально параллельны, ладони на коленях. Его застывшая улыбка загадочней, чем у Моны Лизы и она сопряжена со взглядом безумного учёного. Рядом с ним сидит Рассел Мэйл, уникальный голос Sparks. По сравнению со своим братом он одет очень просто, излучает доброжелательность, разговорчив и смешлив. А тут ещё Алекс Капранос. В застёгнутой на все пуговицы рубашке, он, с седеющими висками, сидит в кресле и выглядит очень напряженным. Неудивительно, он же сейчас часть супергруппы с двумя самыми крутыми мужиками - Sparks!
Эти странноватые братья на сцене более 40 лет и уже не один раз самым успешным образом придумывали свою карьеру заново. В поп-мире нужно долго искать, прежде чем найти кого-нибудь, для кого они не являлись примером для подражания. Сознательно или бессознательно. Даже ABBA являются их последователями. Учитывая такую харизму, хочется спросить: какой ещё Алекс? Ах да, вокалист этой шотландской группы,у которой лет 10 назад было 2 хитовых композиции. Franz Ferdinand, точно. Он сейчас поёт в Sparks? Нет, это не так. Совсем. Алекс Капранос сейчас член новой группы. И совершенно случайным образом Sparks оказались там же. И все оставшиеся Franz Ferdinand. Группа из 6 участников с 2 вокалистами. Во всяком случае так отвечает мне Рассел Мэйл на вопрос об истории создания этой возмутительной команды.
"Ваши подозрения справедливы", - весело говорит он. "Но это действительно так: мы сейчас самая настоящая группа"...
Чьё существование обусловлено случайным совпадением. А именно тем, что Алекс Капранос в поисках стоматолога в 2013 году в Сан-Франциско столкнулся на улице с братьями Мейл. Во время последующего ужина они припомнили, что лет 11 назад подумывали что-нибудь сделать вместе и Sparks даже сочинили песню для коллаборации с запоминающимся названием "Piss Off". Но у Franz Ferdinand в то время дела шли в гору и они не осмелились на гастроли со Sparks. После встречи в Сан-Франциско всё уже выглядело иначе.
"В этот раз всё было к месту", - вспоминает Рассел. "Поскольку обе группы как раз были на том этапе, когда хотелось попробовать нечто новое".
Тем не менее, встреча в Сан-Франциско не дала ответа на вопрос, как должно выглядеть данное сотрудничество.
"У нас не было плана или чего-то подобного", - описывает Алекс первые дни существования FFS. "Могло бы случиться и так, что мы бы записали вместе лишь одну песню или выступали бы совместно. Два года назад этот вопрос был открыт".
Тот факт, что за слиянием групп не стоит какого-то обдуманного плана, очень важен для Рона:
"Не было никакого заседания совета директоров, на котором о чём-нибудь договаривались. Даже концепции никакой не было".
Не было планов основать группу. Идея созрела лишь тогда, когда все поняли, насколько плодотворным оказалось сотрудничество. Вспоминая об этом удивительном процессе, все трое по-прежнему приходят в восторг. Я всё ждал фразы: и потом мы влюбились друг в друга! Это читалось не напрямую, но в ходе всего разговора меня не покидало чувство, что я сижу перед парочкой молодоженов: все с самого начала понимали друг друга без слов. Никогда не было стилистических разногласий. Рассел и Алекс всегда сразу договаривались кто какую часть поёт. Весь конфликтный потенциал в молоко. Безумная гармония. Даже на мой провокационный вопрос о том, какой из этапов насыщенной карьеры Sparks больше нравится Алексу, тот ответил до боли дипломатично:
"В их карьере нет определённого этапа, который я бы мог выделить как лучший. Мне по душе суть их музыки".
Что подводит нас прямиком к альбому. Он полон именно теми, практически в стиле оперетты, признаками, которые привносят в связку Sparks. Влияние Franz Ferdinand узнаваемо скорее в темпе и ритме. Подобного рода мелочный анализ словно красная тряпка для FFS. В глазах Рона, Рассела и Алекса характерные черты каждой отдельной группы не имеют значения. Для них происходит процесс создания чего-то совершенно нового, в котором уже нельзя понять кто что делал. Звучит так, будто желаемое выдают за действительное, но что много важнее, альбом супергруппы это не бескровное и безжизненное детище. Он разнообразен, сделан с юмором, полон сумасбродных мелодий и порою звучит как саундтрек постмодернистского мюзикла. Даже само сотрудничество обсуждалось иронически. Наиболее поражает воображение, разумеется, вынесенная в начало мантраподобная "Collaborations Don’t Work", в которой констатируется тщетность сотрудничества с кем-либо. Недурная шутка, да ещё и с прилипчивым мотивом. Кроме того, строчка из песни "we must make a great impression" из "Power Couple" и трек "Save Me From Myself" ясно показывают давление, которое испытывает супергруппа. На вопрос о том, неужто ли при первой совместной записи не было ни капли страха потери идентичности каждой из групп (Sparks будет звучать в конечном итоге как FF и наоборот), Алекс Капранос почти что обиделся:
"Не было у меня времени чтобы бояться! Если вы хотите, чтобы всё было по-старому, становитесь банковским клерком. То что мы тогда сделали - довольно смело. Это тот фактор, который объединяет нас всех. Без этого мы бы и не начали записывать музыку".
Ок, я сдаюсь. FFS на самом деле группа. По крайней мере на это лето.