Хаотичная симметрия Muse: История создания "Origin Of Symmetry" | Статьи | British Wave

Muse

Дискография

  • 1999 - Showbiz
  • 2001 - Origin of Symmetry
  • 2003 - Absolution
  • 2006 - Black Holes And Revelations
  • 2009 - The Resistance
  • 2012 - The 2nd Law
  • 2015 - Drones
  • Muse - Drones (2015)
    После двух последних своих пластинок британские стадионные рокеры Muse обнаружили, что их бесчисленные фанаты поляризовались и разделились на два лагеря: тех, кто был пленен ранним звучанием группы и тех, кому по душе пришлись именно нетривиальные интерпретирования модных трендов за авторством британского трио
  • Muse - Live at Rome Olympic Stadium (2013)
  • Muse - The 2nd Law (2012)
  • Концерт Muse @ Wiener Stadthalle
    Брайан Мэй называет их "одной из величайших "живых" групп нашего времени", Дейв Грол уверен, что «эти ребята знают, как устроить настоящее шоу, не говоря уже о записи альбома", а Том Морелло отзывается о них как об "исключительной группе, чья хватка равноценна её амбициям"
  • Концерт Rockestra: Muse @ Клуб Red

Ссылки

Хаотичная симметрия Muse: История создания "Origin Of Symmetry"
17-07-2015

На дворе был 2001 год, и человечество с надеждой и опасениями входило в новый миллениум. Позади – столетие научно-технического прогресса, кровопролитных мировых войн, освоения космоса, постмодернизма и становления популярной музыки. Сотни музыкальных жанров и течений появились на свет, окрепли, эволюционировали, захватили мир, отползли на обочину, ушли в небытие и воскресли за какие-то несколько десятилетий.

В конце 90-х рок-группы все чаще начали обращать свой взор в прошлое. Американцы The Strokes и The White Stripes и австралийцы The Vines, воодушевившись эстетикой и звучанием 60-х и 80-х, вдохнули жизнь в гаражный рок и проложили дорогу бесчисленным инди-группам 2000-х. В Британии постепенно снижалась популярность брит-попа, а Том Йорк и сотоварищи ударились в электронные эксперименты, расстроив часть армии своих поклонников. В мире стремительно распространялся вирус под названием "ню-метал"… "Origin of Symmetry" во все происходящее не вписывался. Он звучал дерзко и странно, разрушая границы и устремляясь в будущее.

Добро пожаловать в прекрасный кошмарный мир одной из самых сюрреалистичных, до карикатурности нелепых барок-н-ролльных групп, когда-либо рожденных Альбионом. (Роджер Мортон, NME)

В 1999 году популярный ведущий "BBC Radio 1" Стив Ламак впервые поставил в радиоэфир песню Muse. Эта была "Muscle Museum", которая очаровала слушателей и достигла третьей позиции в инди-чарте Соединенного Королевства. В этом же году вышел дебютный альбом группы "Showbiz", появилось несколько хвалебных рецензий на их концертные выступления, а знаменитый журналист NME Марк Бомон взял у простых девонских парней интервью, в котором настойчиво сравнивал их с Radiohead. Так началась публичная жизнь Muse и их непростое восхождение к славе.

Группа с самого начала разделила меломанов и критиков на два лагеря: на тех, кто восторгался ее безумной энергетикой, потрясающими концертными выступлениями и эксцентричными выходками фронтмена, и тех, кто счел Muse очередной бледной копией Radiohead, пафосной пустышкой с комплексом Фредди Меркьюри, бесстыдно попирающей классическое наследие. Камнем преткновения для многих был необычный, нервный вокал Мэттью Беллами.

Некоторые описывали издаваемые им звуки как "вопли сжигаемой на костре гарпии" и "гудение пылесоса, накачанного наркотиками". Другие восхищались "вокальными пируэтами британского Джельсомино" и "разрывающим барабанные перепонки фальцетом оперной дивы на кокаине", не вписывающимся в чарты. Были и те, кто, воздерживаясь от каких-либо эпитетов, просто нажимали кнопку "стоп".

В течение двух лет с момента выхода дебютной пластинки группа непрерывно гастролировала. В Штатах они разогревали рок-гигантов Foo Fighters и Red Hot Chili Peppers, набираясь опыта для своих будущих грандиозных стадионных шоу. Мэтт самозабвенно крушил оборудование на концертах и все чаще откровенничал с журналистами о правительственных заговорах, спиритических сеансах, инопланетных вторжениях, волшебных грибах, психологических войнах и Берлиозе, постепенно превращаясь в самую настоящую, невероятно странную и весьма очаровательную рок-звезду.

В 2000-м году группа выиграла в номинации "Лучшая новая группа" на церемонии вручения наград NME. Все это подготовило почву для второго альбома, который укрепил позиции как почитателей, так и противников группы.

С релизом этой пластинки в своих гробах одновременно перевернулись следующие гении: Иоганн Себастьян Бах, Сергей Васильевич Рахманинов, Рихард Вагнер и некоторые другие. (Fuzz № 11, 2001)

Несмотря на полмиллиона проданных копий дебютной пластинки и растущую армию фанатов, Muse по-прежнему оставались в тени. Вышедший в марте 2001 года сингл "Plug In Baby", радиохит с узнаваемым неоклассическим риффом, стремительно ворвался на 11-ую строчку чарта и изменил ситуацию. Последовавший за ним "New Born" добрался в июне до 12-го места и настроил почитателей девонского трио на альбом, полный ладно скроенных рок-боевиков. Но группа не привыкла оправдывать чьи-либо ожидания.

"Origin of Symmetry" был записан гораздо быстрее остальных альбомов – за несколько коротких студийных сессий, втиснутых в напряженный гастрольный график. Рекорд-лейбл "Taste Media" планировал вновь поручить продюсирование Джону Леки, работавшему над первым лонгплеем, но поскольку тот находился в Африке, было решено записать несколько песен с Дэйвом Боттриллом, известным по сотрудничеству с Tool, King Crimson, Dream Theater и Питером Гэйбриэлом.

Песни "New Born", "Plug In Baby", "Bliss" и "Darkshines" были записаны на "Rich Farm Studios" (графство Суррей) в конце 2000-го года – в перерыве между выступлениями в Скандинавии и Австралии. Группа создала в студии обстановку, приближенной к живому выступлению, стремясь звучать при записи так, словно они втроем играют на сцене. "Это было отличное время, мы валяли дурака, употребляли грибы и все такое, будучи отрезанными от мира в суррейской глуши", – говорил Доминик.

"Недалеко от студии, в которой мы работали, росло множество галлюциногенных грибов, так что мы съели все, что удалось найти, а дальше все было как в тумане. Все, что мы делали, казалось мне гениальным. Я думал: "О, вот этот звук бас-бочки – самое прекрасное, что я слышал в своей жизни". За первые пару дней нам удалось записать довольно много, а потом в ход пошли грибы и прочее, и мы перестали понимать, что происходит, – вспоминал Мэтт. – Помню, как я пытался использовать свой голос во вступлении к "New Born" вместо фортепиано, и это звучало по-идиотски. Только когда через месяц мы оказались дома, мы поняли, что все, что мы записали – полная фигня. Нет, Дэйв в этом точно не виноват, записи основных партий были отличными, но смикшированные версии песен  были далеки от идеала. Так что, хотя употребление галлюциногенов действительно расширяет сознание и все такое, придавать всему окончательную форму нужно на трезвую голову». Группе пришлось обратиться к Джону Корнфилду, инженеру звукозаписи со студии "Sawmills", и вместе с ним в течение нескольких дней переделывать записанные треки.

Песни, записанные с Ботриллом, лучше всего отражали дух концертных выступлений. (Интересно, что "Plug In Baby" и "New Born" и по сей день входят в тройку наиболее часто играемых вещей). Они рассматривались группой как костяк нового альбома, вокруг которого можно было экспериментировать. Джон Леки как никто другой подходил для работы над более странными, временами вторгающимися на территорию арт-рока композициями, раскрывающими различные грани необузданного воображения Мэттью Беллами.

"Origin of Symmetry" – минорный, тяжелый и бесконечно изобретательный альбом, невообразимый синтез человеческой мысли и развивающихся технологий. (Генри Йейтс, Total Guitar)

"С самого начала идея заключалась в том, что Дэйв Ботрилл поработает с группой над потенциальными хитами, а я займусь более необычными песнями. Мы отправились в "Real World Studios" в Уилтшире и записывали в Большом зале, потом провели некоторое время в "Астории", плавучей студии на Темзе, принадлежащей Дэвиду Гилмору. Затем была неделя работы на "Abbey Road", после чего группа отправилась на студию "Sawmills" доделывать треки с Джоном Корнфилдом", –  вспоминал Джон Леки.

Мэтт: "При записи альбома мы стремились отразить те стороны нашего творчества, которые еще не были в полной мере проявлены. Это прогрессивные, хард-роковые элементы и наша эксцентричность. Когда мы работали над альбомом "Showbiz", мы отобрали для него песни, имеющие более-менее традиционную структуру. Начав работу над вторым альбомом, мы сделали нечто противоположное, сосредоточившись на выходящем за привычные рамки материале".

Вдохновившись выступлениями Тома Уэйтса в Нью-Йорке, Мэтт решил использовать в процессе записи самые странные инструменты, какие только можно представить, чтобы добиться органического звучания и мрачной психоделичной атмосферы. Он предложил Леки использовать в качестве перкуссии человеческий череп, но вынужден был довольствоваться ребрами животных, купленными в близлежащей мясной лавке. В поисках оригинальных звуков Леки заставлял парней вешать себе на шею когти ламы перед записью каждой песни, ходить по упаковочной пленке и шуршать газетами. При записи концовки песни "Space Dementia" участники группы пробовали шейкеры, солонки и перечницы, но в результате остановились на том, чтобы использовать молнию на штанах Мэтта, пропустив звук через микрофон.

Крис: "Мы впервые начали записывать альбом с нуля. Думаю, что у большинства групп первая пластинка – это сборник песен, написанных с момента образования группы. Второй студийник записывался совсем в другой атмосфере. Нам нужно было написать альбом, объединенный некой идеей. Думаю, это дает полную свободу действий, потому что перед тобой находится чистый холст, и ты можешь изобразить на нем все, что хочешь, и экспериментировать, как угодно".

Когда Дарвин озаглавил свою книгу "Происхождение видов", он вышел за рамки простой классификации, предоставив логическое объяснение разнообразию живых существ, которое мы наблюдаем в природе. В физике нам нужен свой эквивалент этого труда, который можно было бы назвать "Происхождение симметрии". Эта книга объясняла бы причину существования симметричных форм в природе. (Мичио Каку, "Гиперпространство")

Мэтт не раз признавался в своей любви к науке. В период, последовавший за выходом дебютника, он увлекался популярной литературой об устройстве вселенной и ее законах. "Я в то время читал "Гиперпространство", одну из тех книг, в которых рассказывается о теории суперструн, объединяющей квантовую механику с общей теорией относительности Эйнштейна и претендующей на звание всеобъемлющей универсальной теории, объясняющей все. Это своего рода Священный Грааль физиков. Эти идеи увлекли меня, как и ряд других вещей. В книге поднимаются вопросы о том, почему во вселенной все пребывает в таком удивительном равновесии, что является источником симметрии. Это более научная постановка вопроса о смысле нашего существования. Я думал, что в процессе создания дрянных риффов, экспериментов с синтезатором и издевательства над фортепиано я смогу приблизиться к ответу".

Дом: "Название взято из книги, которую в то время читал Мэтт. Это какая-то заумная вещь о физике, и он делал вид, что ему она нравится. Смысл названия в том, можно ли, изучая вселенную, определить, для чего мы все существуем".

"Origin of Symmetry" – это не тот случай, когда вы можете составить впечатление об альбоме уже по первым аккордам. Тугой, крепкий, металлический звук первых песен, ревущих из колонок, и ультрасовременное интуитивное продюсирование Боттрила и Леки создавали такое впечатление, будто авторы "Showbiz" ворвались прямиком в 25-ый век. (Марк Бомон)

Продумывая визуальную составляющую релиза, группа попросила 12 художников пофантазировать на тему "Происхождение (начало, источник, первопричина) симметрии". В результате обложкой альбома стала работа Уильяма Игера, изображающая ровную белую поверхность, на которой в определенном порядке расставлены гигантские камертоны или антенны, напоминающие ворота для игры в регби. В одном из интервью Мэтт говорил, что антенны символизируют цивилизацию, разрушенную технологиями.

Во время хедлайнерских выступлений на фестивалях в Рединге и Лидсе в 2011 году, приуроченных к десятилетнему юбилею альбома, под звуки "New Born" на экране демонстрировалось видео, в котором загадочные вилки-антенны-камертоны передавали сообщения инопланетянам.

Некоторые из работ, вошедших в буклет, были также использованы для синглов. Рисунок Адама Круикшэнка стал обложкой сингла "New Born". Абстракция Лео Маркантонио показалась наилучшим решением для художественного оформления "Bliss", а картинка Тима Берри украсила CD 2 в двойном сингле "Hyper Music/Feeling Good".

Мы закончили микшировать "Origin", а на следующий день опять отправились в тур. У нас все происходило в спешке. Мне кажется, что по этой причине альбом получился именно таким…Есть в нем что-то непоследовательное, хаотичное. Вроде бы, общая идея присутствует, но она раскрыта не полностью. Но, может быть, в этом и заключается его притягательность. (Крис Уолстенхолм)

Некоторые факты
1. В британском чарте "Origin of Symmetry" добрался до третьего места. Альбом стал платиновым в UK и Австралии.

2. Лейбл "Maverick", на котором были подписаны Muse, отказалcя от релиза альбома в США из-за опасения, что неординарный вокал Мэтта будет препятствовать ротации песен на радио и успешным продажам. Группа отказалась что-либо менять и предпочла распрощаться с компанией. Серж Танкян из System Of Down предложил лицензировать альбом на своем лейбле "Serjical Strike", но попытка не удалась. В Штатах альбом дебютировал в чарте лишь в 2005 году.

3. Вдохновением для гитарного рифа в "Plug In Baby" послужили "Токката и Фуга ре минор" Иоганна Себастьяна Баха и трек "Organ Donor" DJ Shadow. Рифф из "Plug In Baby" появился во время джемов во время тура с Red Hot Chili Peppers. Он был назван лучшим риффом нулевых по результатам опроса читателей журнала "Total Guitar" в 2010 году.

4. Во время первого исполнения концовка песни "Citizen Erased" игралась на гитаре. Фортепианная версия стала использоваться с апреля 2001 года. "Citizen Erased" была единственной песней, которую Мэтт играл на семиструнном "Мэнсоне". В интервью 2010 года Мэтт сказал, что это была первая гитара, приобретенная им в магазине Хью Мэнсона.

5. Для песни "Megalomania" Muse нужно было записать партию на органе. После того, как им отказали в Уэльском кафедральном соборе, они заглянули в Церковь Святой Марии в городке Батвик, Сомерсет. Священник, прежде чем дать согласие, хотел увидеть текст песни и убедиться, что в ней нет ничего порочного или антихристианского. Мэтт набросал текст, не имеющий никакого отношения к альбомной версии, и группа получила разрешение. В одном из интервью Мэтт говорит, что ему пришлось заплатить священнику 350 фунтов. Однажды Крис спросил у Мэтта, о чем говорится в этой песне. Мэтт дал невразумительный ответ, и больше Крис никогда об этом не спрашивал.

6. Кавер-версия песни "Feeling Good", написанной Лесли Брикуссом и Энтони Ньюли для мюзикла "The Roar Of The Greasepaint – The Smell of the Crowd", достигла такого уровня популярности, что компания "Nescafé" без ведома группы решила использовать ее для своей ТВ-рекламы. Однако адвокаты, нанятые группой, заявили об авторских правах на версию Muse и заставили компанию убрать ее из ролика. Nescafé привлекла сессионных музыкантов, которые исполнили песню, подражая манере Muse, а группа получила от компании компенсацию за несанкционированное использование их кавера и отдала деньги благотворительной организации Oxfam. "Feeling Good" в трактовке Muse заняла пятое место в списке лучших каверов по версии журнала "Total Guitar" в 2008 году. Эта версия звучит в фильме "Семь жизней", а также в рекламе Virgin Atlantic.

7. Мэтт говорил, что одной из его любимых песен является "Bliss", так как она напоминает ему об одной детской музыкальной передаче, которую он смотрел в пятилетнем возрасте. "Я взял проигрыш оттуда. Эта песня переносит меня в то время, когда я смотрел на мир проще и жить было приятнее". На самом деле, Мэтт имеет в виду первую игру "Top Gear" для Super Nintendo.

8. Мэтт о "Space Dementia": "В этой песне можно услышать рахманиновский мотив – кусочек мелодии, взятый из его Второго фортепианного концерта и сыгранный на синтезаторе. Это такое сознательное подмигивание Рахманинову. Конечно, я никогда не достигну его уровня мастерства, но, тем не менее, я решил использовать этот фрагмент и думаю, что люди понимают, откуда пришло вдохновение. В то время я увлекался музыкой периода романтизма и попытался скрестить в этой песне пианино с роком".

9. В сентябре 2001 года Muse впервые приехали в Россию, чтобы поучаствовать в презентации русской версии британского издания "New Musical Express". Концерт проходил во Дворце спорта "Лужники". Группа отыграла 15 песен из первых двух альбомов, а на разогреве у них вступили Найк Борзов, Смысловые галлюцинации, Ночные снайперы и Total.

10. В российском анимационном сериале "Масяня" рок-группа, состоящая из Масяни, Лохматого и Хрюнделя, исполняет кавер на песню "New Born" (эпизод "Русский панк-рок").

Продолжение следует…

Тори Эмметт
BritishWave.ru
Нашли ошибку? Сообщите нам об этом - выделите ошибочный, по Вашему мнению, фрагмент текста, нажмите Ctrl+Enter, в появившееся окно впишите комментарий и нажмите “Отправить”.
Просмотров: 3178