Уже улеглись споры касательно новой работы Muse "Drones". И вот, спустя пару месяцев после выпуска альбома, мы взглянем на него снова, так сказать, со временем распробовав этот материал.
С древних пор, когда люди не были заняты возведением грандиозных сооружений, охотой, размножением или выкладыванием фотографий в Instagram, они засматривались на звезды и задавались извечными вопросами: кто мы и откуда взялись? в чем наше предназначение? какова судьба человечества? Большинству из нас удается отделаться от проклятых экзистенциальных сомнений и размышлений о смысле всего на время или навсегда, но некоторые люди, наподобие Мэттью Беллами, превращают свою паранойю и страхи в постоянный источник вдохновения (и дохода).
Постановкой глобальных вопросов фронтмен Muse занимается уже седьмой альбом подряд. Пластинка "Drones" преподносится группой как концептуальное повествование о маленьком человеке, который разочаровывается в любви и людях ("Dead Inside"), подвергается идеологической обработке ("Psycho"), становится безвольной марионеткой системы, бесчувственной машиной, выполняющей приказы ("Reapers"), прозревает ("The Handler"), восстает против угнетателей ("Defector"), подстрекает к бунту других ("Revolt") и вновь обретает любовь и надежду ("Aftermath"). Эта история, по словам участников группы, имеет альтернативную, менее оптимистичную, концовку – "The Globalist", в которой протагонист, "вместо того чтобы попытаться разобраться с внутренними проблемами, выбирает путь разрушения и уничтожает весь мир".
Одна из тем пластинки – тот самый страх перед стремительным развитием технологий, который преследует Мэтта еще со времен "Origin of Symmetry", опасения за судьбу человечества в эпоху разработки искусственного интеллекта (в этом Мэтт разделяет позицию Стивена Хокинга и Илона Маска). Однажды дроны перестанут просто шпионить и снимать домашнее видео и начнут самостоятельно принимать решения об убийстве людей, и события, описанные в "Терминаторе", станут реальностью.
На другом уровне этот альбом посвящен еще одной излюбленной теме Мэтта – контролю над сознанием. Избранные, управляющие "стадом", промывание мозгов, безмолвные тираны, пожирающие души, сопротивление простого человека Системе – старик Оруэлл мог бы гордиться своим достойным последователем. А если вникнуть еще глубже, можно разглядеть за фасадом простеньких текстов попытки разобраться с философскими вопросами о свободе воли и о месте человека во вселенной. Диктатор в "Глобалисте" отождествляется с библейским царем Нимродом, бросившим вызов Богу и попытавшимся "достать до неба" с вершины Вавилонской башни. (Нимрод известен как "великий охотник", отсюда, возможно, и строчка "The greatest hunter will survive them all"). "The Handler" заставляет задуматься о самом главном Манипуляторе – Великом Разуме – дергающем за ниточки судеб, марионетками которого, возможно, являемся все мы… Впрочем, "совсем не обязательно вникать в концепцию альбома, – утверждает Мэтт, – можно просто наслаждаться музыкой, особо не задумываясь о смыслах".
В музыкальном плане Muse не изменяют себе и с гордо поднятой головой (и дерзкой усмешкой) шествуют по эпохам (от Ренессанса до современности) и жанрам (от вариаций на темы Элгара до саундтрека к вестерну в духе Морриконе и хард-роковых соло). Не обошлось и без обязательного подмигивания Queen: брайанмэйевское соло в "Revolt" и многоголосье в "Defector", поклона Тому Морелло в "Reapers" и отсылок к Dire Straits, Гилмору, Роду Стюарту, Deep Purple и другим небезызвестным персонажам в "Aftermath". И уже третий альбом подряд дух Боно витает где-то на заднем плане, нахально посмеиваясь. А если всего этого многообразия кому-то показалось недостаточно, в самом конце его поджидает главный сюрприз в виде имитации церковного многоголосья, проникновенного акапельного произведения на четыре голоса, в котором Мэтт поет от лица призраков людей, убитых дронами.
Muse удивительным образом удается отразить zeitgeist, показать исторический срез. А еще у них хорошо получается создавать песни, говорящие о серьезных, порой страшных вещах, под которые можно танцевать. И хотя многие отмахиваются от этого театра абсурда, другим все эти постмодернистские пьесы, которые группа ставит на подмостках нашего разума, очень даже по душе. Show must go on.