Московская англоязычная группа Gayana – свежий проект отечественной музыкальной сцены, который исполняет изысканную восьмидесятническую поп-музыку. Уникальная музыка и стиль Gayana оказались востребованы как на крупнейших фестивалях страны, так и на различных клубных площадках.
Дальше рассказывать не будем, думаем Гаяна и Владимир Бойцовы сами смогут представить свой коллектив.
Вот вам ситуация, я рядовой слушатель. В моем плеере играет какая-то музыка. Одна мелодия сменяет другую, почему я должен остановиться именно на вашей песне? Что может меня, избалованного современным многообразием, зацепить в вашем творчестве?
Гаяна Бойцова: Мы не преследуем цель – зацепить слушателя. В коммерческой поп-музыке для этого существуют разные клише, но мы этим не интересуемся и не пользуемся, так как наша единственная задача – писать искренне о том, что для нас имеет особенное значение, без всяких уловок. Могу предположить, что зацепить могут как раз не похожие на все музыкальное многообразие звук и стиль. Тех, кто знает английский, могут зацепить тексты, тематика которых не свойственна поп музыке как таковой.
Почитал рецензии на ваши альбомы, столкнулся с огромным количеством упреков, прямо пышущих желчью, как вы относитесь к критике?
Гаяна Бойцова: Да, мы читаем разные мнения, но все же гораздо больше положительных и приятных отзывов. Меня негативные комментарии не сильно расстраивают, они часто основаны на изначально скептическом настрое либо к англоязычному материалу от российской группы, либо к звучанию 80-х, которое якобы стало трендом, с чем я не очень согласна. Сейчас я уверена в качестве и ценности самой работы и ее содержания. Лично на меня критика оказывает тот же эффект, что и комплементы – хочется работать дальше и создавать нечто ценное, чтобы оставить след в мировой музыке.
Многие тексты ваших песен представляют собой осмысление Библейских сюжетов. В наше время к религии принято относиться в лучшем случае скептически. Не боитесь заработать клеймо?
Гаяна Бойцова: Смотря, какое клеймо. Если нас будут знать, как команду, прославляющую Бога через свою музыку – такое клеймо мне по душе. В наших текстах вы не встретите попыток трактовки Библии. Они рассказывают о моем личном духовном опыте, о моих отношениях с Господом, моем личном выборе: для кого и для чего я пишу музыку. Противников религии можно встретить даже среди тех, кто верит в существование Бога. Я никого ни к чему не призываю – призывает только Господь.
Честно, я отношусь к "фабричным" проектам наподобие шоу "Голос" с недоверием, это была проба собственных возможностей или отдушина от творческого тупика?
Гаяна Бойцова: Я отношусь к ним абсолютно также. Для меня участие в «Голосе» – не было сознательным шагом. Начинался только первый сезон, я понимала, что намечается что-то масштабное и новое для нашей страны, и сработало что-то вроде стадного чувства. Кстати, я не жалею. Думаю, все, что ни происходит – происходит не просто так. Правда до сих пор не смогла оценить, чем реально был полезен для меня этот проект.
Вы всерьез считаете русский язык невыразительным?
Гаяна Бойцова: Покажите мне статью, где я об этом сказала (смеется). Конечно, я не считаю его невыразительным. Я считаю его великим, неукротимым и не таким гибким в фонетическом плане, как хотелось бы. К русскому языку отношусь щепетильно, поэтому предпочитаю не заниматься кощунством, ломая его и подстраивая под мелодии с западным акцентом. Этот вопрос я бы скорее задала тем авторам-исполнителям, чей русский порой понять гораздо сложнее, чем мой английский.
Европейский и американский слушатель уже знаком с вашим творчеством?
Гаяна Бойцова: Да, электронные платформы делают свое дело. Периодически получаем очень приятные отзывы от зарубежных слушателей на Soundcloud и Bandcamp. Но активное знакомство все же еще впереди.
Восьмидесятые были, пожалуй, самым противоречивым временем в музыке. Старые гиганты доживали свое, поп достиг своего пика, к концу десятилетия зародилась чистая коммерция. Вы называете свой стиль музыкой 80-х, зачем временные рамки?
Гаяна Бойцова: Дело не в стилистике и не в концепции. Просто для нас 80-е это как раз то время, когда коммерция только планировала свое наступление, и сценой еще правила настоящая музыка. На данный момент список любимых нами исполнителей и альбомов пестрит старой музыкой, и, конечно, это оказывает влияние. Альбомы хочется посвящать таким артистам, как Чака Хан и Фил Коллинз. Дрейк и Thundercat пока на такие свершения не вдохновляют (смеется).
Владимир Бойцов: Ну и как ни крути, мы все-таки любим звук и характер восьмидесятских инструментов, синтезаторов и драм-машин. Их использование при написании аранжировок не может пройти бесследно. Вот и получается музыка 80-х.
Несмотря на "мировое" звучание ваших альбомов, в них чувствуется национальные нотки, я говорю, прежде всего, о голосе. Гаяна, армянские легенды всегда были очень красивы и утонченны, не было ли мысли переложить на музыку какой-то сюжет?
Гаяна Бойцова: Честно говоря, серьезно пока об этом не задумывалась. Но это было бы интересно. Кто знает, может следующий альбом станет своеобразным синтезом западной и восточной культур.
Обычно за каждым творческим мужчиной стоит женщина. Джон Леннон и Йоко Оно, Дали и Гала. У вас же, наоборот, впереди Гаяна. Вова, амбиции не мучают?
Гаяна Бойцова: Не могу сказать, что я стою впереди. Мы одно целое, как в жизни, так и в музыке. Как фронтвумен, мне просто достается чуть больше внимания. И мой муж настоящий джентльмен.
Владимир Бойцов: Полностью соглашусь с женой. Я только рад быть в тени. Мне вполне хватает самовыражения в написании аранжировок, сведении и прочих музыкантских хлопотах. Самолюбование на сцене немного не для меня (смеется).
Я общался со многими авторами, почти у каждого есть свои особенности в написании песен. Один, например, просто нарезал страницы на отдельные строчки, а затем перемешивал их. Гаяна, как ты пишешь тексты?
Гаяна Бойцова: В моем случае сначала появляется мелодия, а потом уже текст. Только с песней "Work" было наоборот. Пишу я, как правило, на Вовины наброски, которые звучат со своим характером и атмосферой, задающими тему для будущего текста. Сначала в голову приходят какие-то отдельные слова, потом из них складываются фразы. Я бы сравнила этот процесс с пазлом. Если я не уверена в какой-то строчке, буду подбирать правильные слова до последнего. Многие тексты писались с Библией в руках.
Пусть это будет минутка рекламы - у нас бесплатно - где можно вас посмотреть, когда запланированы ближайшие концерты?
Владимир Бойцов: Ближайший большой концерт состоится 24 марта в клубе Volta. Там мы покажем нашу полную программу, включающую материал с двух альбомов. Билеты уже в продаже. Так что до скорой встречи!
И последний вопрос, вы заглядываете в будущее? Как дела с новым альбомом, уже есть какие-то наработки?
Гаяна Бойцова: Потребуется какое-то время, чтобы собрать идеи и мысли в кучу, после того, как вложил их все в альбом. Во второй альбом не вошли некоторые наброски, возможно, какие-то из них будут в ближайшее время доработаны и дописаны, есть кое-какие мысли о творческом сотрудничестве, но пока никаких определенных сроков у нас нет.
Анализируя соотношение музыки, подачи и образа на сцене с тем, какими ребята выглядят в общении, на ум приходит фраза одного из "Роллингов" о том, что Мик Джаггер вообще-то воспитанный англичанин. Если в музыке перед нами дерзкая команда, с усмешкой перебирающая все возможные жанры, создавая нечто свое, то в жизни это довольно приятные молодые люди, с определенными целями и довольно впечатляющими достижениями. Они не похожи на типичных « звезд», но в этом и плюс. Быть типичным – это не для музыкантов. К тому же, сохранять человечность в эпоху тотального постмодернизма, когда любая мораль подвергается сомнениям, а устои отходят на второй и третий план - это уже позиция. Можно поддерживать ее, можно не соглашаться, но перед нами определенно личность – творческая единица, уверенно идущая к собственному месту в истории русской музыки.