Любителям всяческого рода музыкальных экспериментов, шумового апокалипсиса и прочего индастриала, группу Einstürzende Neubauten представлять не нужно. Они продолжили сумасшедшие эксперименты авангардистов XX века Луиджи Руссоло, Карлхайнца Штокхаузена и других, известных ныне разве что академическим музыкантам.
фото: Лилит Ориордан
Самые главные представители жанра после Throbbing Gristle. Оказали влияние на Depeche Mode, Nine Inch Nails и целую плеяду других потрясающих групп. Используют кучу самодельных "музыкальных" (лучше сказать "шумовых") инструментов, больше напоминающих средневековые орудия для пыток, чем нечто, с помощью чего создают музыку.
Einstürzende Neubauten приехали в Россию впервые за 7 лет и привезли с собой новый альбом "Lament". Они его сыграли полностью от и до. Альбом представляет собой музыкальное видение группой всем известного события, разразившегося 100 лет назад - Первой Мировой Войны, и это самое странное представление о войне, какое только ни на есть в мире.
Бликса и Ко удивили зрителей еще до начала концерта - оно было заявлено на 20:00. Автор сего отчета, как человек знающий, что раньше, чем в 21:00 концерты почти никогда не начинаются, был удивлен и от страха что-то пропустить впервые за долгое время пришел на концерт вовремя. И действительно, ждать долго не пришлось, участники группы вышли и начали извлекать из больших неуклюжих металлических конструкций душераздирающие шумы, со все увеличивающейся громкостью. Это первый трек "Kriegsmachinerie".
фото: Лилит Ориордан
Первая Мировая война - самая крупномасштабная война в истории на тот момент, и в ней впервые были задействованы такие достижения техники, как танки, самолеты, химическое оружие. Процесс войны стал терять ощущения человечности, солдаты, стреляя из танков и артиллерийских орудий, больше не видели своих противников, они больше не видели их страданий и мучений. Повсюду стоит такой грохот, что, кажется, это какие-то огромные монстры крушат все вокруг, а не просто человечек нажимает на кнопку где-то по ту сторону реки. Шумовой экспириенс "Kriegsmachinerie" (машины войны) почти погрузил нас в эту жуткую атмосферу. Во время этого действия, Бликса Баргельд невозмутимо демонстрировал таблички с текстами, вроде таких: "Война не разражается неожиданно, она ждет. Она всегда здесь".
Концерт "Рушащихся Новостроек" - это не совсем концерт. Более он похож на какое-то театральное представление, где музыка является лишь составляющей, одним из элементов шоу. Мы услышали отрывки из переписки кузенов кайзера Вильгельма и русского императора Николая II, спетые Бликсой и Алексом Хаке, мы услышали последовательность событий войны, изображаемую с помощью колотилова по огромным трубкам, каждая из которых обозначает ту или иную страну. Во время исполнения этой композиции Бликса восседал на стуле, периодически называя страны, вступавшие в войну и озвучивая годы, и всем своим видом создавал впечатление, как будто он заведует всем процессом - не группой и ходом концерта, а ходом войны, которую воплощают другие участники группы. Он произносит следующие друг за другом годы, он словно само время. Он бесстрастный свидетель.
фото: Лилит Ориордан
Мы услышали игру смычком на костыле, на артиллерийских снарядах (пустых, конечно), мы услышали два кавера на прото-джазовый военный оркестр The Harlem Hellfighters, плач по жертвам войны, фирменный вопль Бликсы, которым он озвучивал мумию. В глубине сцены сидели петербургские музыканты - виолончелист, скрипачи и клавишник. В каждом городе, где выступают, Einstürzende Neubauten приглашают местных музыкантов. А в конце услышали боевик из предыдущего альбома Alles Wieder Offen - "Let's do it a Dada", единственную вещь за весь вечер, под которую можно было потрясти башкой.
После увиденного на ум приходило только одно: вау. Просто диву даешься, насколько круто все было подготовлено - куча инструментов, концептуальная программа, перформанс, приглашенные музыканты. Потрясающе. Где еще можно увидеть нечто подобное?