a-ha
Cast In Steel
[Polydor, 2015]
Ни одна сила не оставляет после себя столь заметных последствий, как сила слова "Прощай". Никогда, даже если вы уверены на 100%, не расставайтесь таким образом. Иначе, соизволив вдруг вернуться на круги своя, вы будете выглядеть легкомысленным в глазах людей, они припомнят день, когда вы объявляли о своём уходе со всеми соответствующими атрибутами. Впрочем, по ту сторону баррикады можете оказаться и вы.
Другое дело, когда на пороге вашей жизни объявляется ваш старый, давний друг, с которым было пройдено не одно приключение и съеден не один пуд соли. Вряд ли вы начнёте с того, что встретите его иголками вперёд и будете отчитывать за брошенное однажды слово. В кругах, падких на эстетику 80-х и мечтающих о "будущем под знамёнами романтизма", трио a-ha, этакие скандинавские кузены The Police, были как раз такими "старыми друзьями", в чьё возвращение, особенно после ухода "на высокой ноте", уже и не верили и даже, наверное, не хотели, чтобы у "красивой истории со счастливым финалом" было продолжение. Однако всё это развевается, когда понимаешь, что вот, они здесь, и новые песни совсем-совсем рядом. И чудо случилось, правда скорее дело в самой троице, которая пока только учится прощаться. Да и как можно всерьёз воспринимать "прощальные концерты", имея дело с такими сентименталистами, как a-ha?
Естественно, от нового альбома, записанного в рамках краткосрочного контракта на два года, не стоило ожидать чего-то из ряда вон. С "Cast In Steel" a-ha не ставили перед собой задачу во что бы то ни стало начать новую главу в своей истории, как в своё время им удалось сделать это, выпустив "Minor Earth Major Sky", эта пластинка стоит на фундаменте из надёжных принципов и классических приёмов, неизменных со времени "второго пришествия" скандинавов: истории, где конец так похож на начало, симпатия к романтическому побегу и рефлексия об утраченном и содеянном. По аналогии с командным спортом, где нередки камбэки легендарных, уже завершивших карьеру игроков на одну игру в честь празднования памятной даты родного клуба или своей карьеры, "Cast In Steel" - это такой "выставочный альбом", охватывающий все центральные моменты в истории группы, и пронизанный духом неповторимой северной романтики, которую подарили миру как раз a-ha.
Это обстоятельство не могло не сказаться на звучании пластинки: оно обладает особой, насыщенной самой сущностью трио атмосферностью, намеренно выдвинутой на передний план, несколько затмевая столь привычное для поклонников группы соперничество двух талантливейших композиторов – Пола Воктора-Савоя и Магне Фурухольмена. Как раз то, что оба долго не работали вместе, стало залогом цельности и плавности альбома. Есть в нём что-то небесное, лёгкое, ни волн тревоги "Analogue", ни подчёркнутой картинности "Lifelines" (оба альбома, кстати, в основном фурухольменские), здесь правит бал классический синти-поп "золотого периода" a-ha, правда более вкрадчивый и усиленный оркестровой поддержкой, создающей композициям необходимую воздушность и некоторую сказочность (то, что доктор, или точнее, Воктор прописал для безупречного возвращения).
В этом плане "Cast In Steel" продолжает линию предыдущего диска a-ha "Foot Of The Mountain". Из этого вытекает, что Пола здесь всё же больше, чем Магне, отсюда и диапазон музыкальных решений: от од эпического размаха наподобие "Under The Makeup" и заглавной песни альбома, как бы "обязательных" при реюнионе номеров, до искусных и "навороченных" мелодий, как "Shadow Endeavors" и "She's Humming A Tune". Едва ли не единственная композиция с гитарным уклоном - "The Wake", без труда выдаёт своего автора - ищите перо Мортена Харкета, его почерк немного скуповат на изящества, но это окупается харизмой и не иссякающим оптимизмом солиста.
"Каково это - знать, чем всё закончится, прежде чем начнёшь?" - вопрошает Мортен в "End Of The Affair", бонус-треке к альбому. С самого начала мы знаем, что рано или поздно дороги людей расходятся, а если и соединяются вновь, то обычно редко удаётся снова красиво расстаться. Однако возвращение a-ha прошло на такой же высокой ноте, как и расставание до этого. Музыканты счастливы, что вновь играют вместе, счастливы их поклонники, а это – главное. Своим появлением "Cast In Steel" только подтверждает, что настоящие истории конца не имеют, ведь конец в них всегда так похож на начало, и это снова и снова двигает нас возвращаться на круги своя.
10/10