Рецензия: James Bay - Chaos And The Calm (2015) | British Wave

Новое на сайте

    Популярное

    James Bay
    Chaos And The Calm
    [Virgin, 2015]

    Надо находиться в очень сложных отношениях с логикой, чтобы проглядеть, как Британию нынче с головой накрывает мощной волной молодых сонграйтеров-одиночек, грезящих о славе Пола Маккартни, ну или просто о признании своего таланта. В недавнем прошлом, лет где-то 8-9 назад, можно вспомнить нечто похожее – всё Соединённое Королевство скупало носовые платки, лишь бы не залить квартиру слезами под тоскливые песни двух Джеймсов – Бланта и Моррисона, громадный наплыв тихонь с "гитарой жёлтой" изрядно източил нервы критиков, а альбомы били все рекорды продаж.

    Нелегко сказать, почему так происходит, и продолжает происходить. Может, это последствие цифровой революции, вызвавшей целое цунами интровертных настроении среди молодёжи, а может, рок-группы просто утомили слушателя своими стадионными и мультижанровыми потугами и ему хочется чего-то более приватного, для души. Как бы то ни было, мы имеем то, что имеем – эти одиночки, "выскочки" цепляются за свой шанс и действуют как нельзя решительно: Хозьер, Эд Ширан, Джордж Эзра, Том Оделл и Джейк Багг мёртвой хваткой обвились вокруг обоих британских чартов. И походу вот-вот появится ещё один. Его имя – Джеймс Бэй. Всего каких-то 12 месяцев назад это могло только сниться ему в дрёмах на заднем сидении такси после очередного концерта в местном пабе, так что тому, как он изысканно и быстро вписался в эту молодую и зелёную волну, можно только позавидовать.

    Впрочем, уже появился, хит-сингл "Hold Back The River" прочно осел во всех европейских топах, а награда "BRIT Awards" как "Лучшему новому артисту" уже пылится на полках в доме певца. Выход полноценного альбома оставался лишь делом времени. Но уже по первым EP можно было объективно судить, что топтаниями вокруг одного шлягера потенциал Бэя не исчерпывается. Из этого парня идёт что-то особенное, чистая и невинная энергия, и пусть он ещё сыроват и стиль его пока не окреп, как того требует мода, однако эти не огранённые, свежие, как морской бриз, баллады, отдаются в памяти приятными "чердачными" воспоминаниями. Словно вы достаёте пыльную коробку, спихнутую за дверь тысячи оборотов часовой стрелки назад и открывая её, придаётесь рефлексии и ностальгии по былому. И собственно, Джеймс Бэй тоже будто бы выскочил из такой коробки, старомодный силуэт "барда, который гуляет сам по себе", неизменно сидящая на голове шляпа-федора, придающая ему дополнительное обаяние и самобытность создают впечатление, что перед тобой гитарист из сказочных кинолент старого Голливуда, а не наш современник.

    Чтящий традиции и наследие прошлых поколений, добросовестный, любящий своё дело – каким ещё должен быть истинный музыкант, чтобы им не был Бэй? Запоминающийся стиль, простые мелодии, компенсируемые сильным, эмоционально окрашенным вокалом, любовная лирика с нарочито естественными образами – беспроигрышный подбор качеств, необходимых начинающему поэту-песеннику для того, чтобы завоевать сердца будущих поклонниц. Однако тоскливые баллады для девичьих сердец – далеко не предел этого парня, в мощных стадионных номерах, таких как "Craving", "Scars", "Get Out While You Can" и "Collide" электрогитара на его плечах висит не зря и звучит не менее лампово, чем акустика, и с той же интенсивностью озаряет сцену спокойными и мягкими тонами.

    Вопреки представлениям о британских бардах-меланхоликах, фанфарных поп-рок номеров на "Chaos Of The Calm" предостаточно, хотя звучат они, разумеется, специфично, как если бы Том Оделл захлопнул крышку фортепиано и начал исполнять соул-рок в духе Hozier и Kings Of Leon. Собирая с "мира по нитке", Бэю удалось записать целую россыпь рознящихся по настроению и духу песен: в "If You Ever Want to Be In Love" угадывается мелодичный эстрадный рок 90-х, лондонский шарм баллад Стинга, "Best Fake Smile" взрывается бодрым инди-риффом, взбалтывающим спокойную атмосферу альбома, а "We Were On Fire" удивляет зажигательным мотивом, глотком американского "автострадного" рок-н-ролла 70-80-х годов. За "Collide" стоит тревожные порывы пауэр-попа, похожие на те, что использовали Maroon 5 в начале 00-х. Влияние другой популярной американской команды - Kings Of Leon особенно заметно в хит-сингле "Hold Back The River", припев которой своим ритмом практически роднится с их знаменитым шлягером "Sex On Fire", однако с чисто британским огоньком, неповторимым по своей натуре.

    Но в порядке всё и с плакучими, горестными переборами струн, рассекающими пыльный воздух тесных английских пабов и заставляющими вспыхивать толпы на стадионах. В ключевой балладе альбома "Let It Go", близкой по стилю к балладам ирландца Дэмьена Райса, эти щелчки гитары действуют буквально как спичка, поджигающая напряжённую атмосферу вокруг себя, неспешные пируэты этой чарующей мелодии - очередной повод запастись носовыми платками для жителей Туманного Альбиона. Другие номера с соло-акустикой действуют не менее эффектно, но не более того: крючок, запущенный Бэем в таких песнях, как "Move Together" и "Incomplete", достигает лишь прибрежной части моря сердец слушателей, самые сильные броски, в глубь этого моря, удаются Джеймсу всё-таки в более динамичных поп-роковых композициях, где электрогитара позволяет раскрыть перед микрофоном все стороны стиля музыканта.

    Победа одиночек, таких, как Бэй, над рок-бэндами – не случайность. В отличие от уницифировавшихся под однообразное звучание инди-коллективов, их заботит мелодичность, приращение традиций и, собственно, сам слушатель, они пытаются возродить натуральные краски, живые эмоции заместо пластиковых, подделанных под альтернативу красителей, заполонивших творческий цех британской музыки. И пусть пока новые очертания авторской песни достаточно размыты, публика, пресыщенная хипстерством, в восторге, стоит только обернуться на хит-парады.

    Конечно, в большинстве своём это переработка, рекультивация прошлого, и быть может, она спорна, и будет посрамлена консерваторами и скептиками, однако без такой музыки нельзя обойтись и любой противник этих перемен хотя бы раз, да почувствует это. В Великобританию идут перемены, и это прекрасно.

    8/10

    Алексей Почекутов
    BritishWave.ru
    Нашли ошибку? Сообщите нам об этом - выделите ошибочный, по Вашему мнению, фрагмент текста, нажмите Ctrl+Enter, в появившееся окно впишите комментарий и нажмите “Отправить”.
    Просмотров: 4022